Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 3 (50) | 2009 ГИС-ДЕРЕВО

    Бакланов А.В., e-mail: Baklanov_AV@mail.ru

     

    Большинство из нас вряд ли задумывается над тем, что жизнь комфортна и предсказуема лишь при наличии принятых условностей и устойчивых сочетаний. Кофе, как правило, должен быть со сливками, чай – с лимоном, смокинг – с бабочкой, а веб-сайт – с каталогом ссылок на другие сайты. Без ссылок сайты остаются безвестными творениями безымянных веб-мастеров. Их содержимое продолжает быть недоступным широким массам читателей. Затраты на сайтостроение пропадают зря.

    Каталог стал обязательным атрибутом Интернет-страниц, без него никто уже не представляет себе «раскрутку» сайта. Инструменты для их создания столь доступны, что количество ссылочных страниц стало сопоставимо с количеством сайтов.

    Но кто мог знать, что закон философии о переходе количества в качество в данном случае порождает антикачество. Обилие ссылочного материала в сети лишь на первый взгляд облегчает жизнь конечного пользователя.

    Для людей далеких от создания более-менее серьезных сайтов следует объяснить, что в Интернете имеется довольно-таки уродливая реалия – технология Page Rank – некий обобщенный показатель, характеризующий суммарный вес ссылок, не привязанный к той или иной поисковой машине. Чем выше этот показатель, тем выше статус сайта в рейтингах. Тем чаще к этим сайтам обращаются пользователи. Тем выгоднее на таких сайтах располагать рекламу.

    В погоне за высоким Page Rank’ом (иначе – ТИЦ) большинство сайтов превратилось в свалку ссылок столь же бесполезных как карта в масштабе 1:1. Если в начале короткой истории Интернета каталоги ссылок создавались вручную модераторами сайтов, и работа их сводилась к внимательному прочтению материалов, на которые делалась ссылка, то гонка за рейтингами заставила хозяев файлопомоек разрешить любому желающему самостоятельно делать ссылки на свои ресурсы с условием ответного размещения ссылок на свой сайт. В последнее время в сети появилась масса программ-роботов, которые могут разбрасывать ссылки на сайты в любую удобную дыру в Интернете. Роботы не заморачиваются такой малостью, как тематическая целесообразность. В результате, ссылки на стоматологические услуги могут попасть в раздел строительных материалов и оборудования, а реклама автосалонов – в финансовый анализ.

    Появление алгоритмов полнотекстового поиска и хранилищ индексных файлов немыслимых размеров не всегда дает приемлемые результаты. Порой результаты поисков бывают анекдотическими. Автор этих строк занимался разработкой тематической карты, для которой требовалось найти в Интернете адрес Тамбовской ТЭЦ. В первом десятке ссылок, представленных поисковиком, значилось: «Тэц-тэц-тэц… Мальчик хочет в Тамбов». Адрес ТЭЦ удалось обнаружить значительно позже.

    Очевидно, что единственным выходом в получении однозначных ответов на запросы пока являются специализированные тематические каталоги, такие как «Каталог геоинформационных ресурсов» сайта компании ДАТА+.

    Каталог появился на сайте пять лет назад при забавных обстоятельствах: один из разработчиков Каталога был таким рассеянным человеком, что регулярно терял накопленные годами ссылки на полезные ГИС-ресурсы при каждом обновлении операционной системы на своем ПК. А большинству читающих эту статью по собственному опыту известно, что второй раз найти нужную ссылку во вселенской помойке по имени Интернет чрезвычайно сложно.

    Компания ДАТА+ любезно предоставила на своем сайте площадку для первых трех сотен ссылок. Принципы, которые были заложены в систему каталога, сохранились и до нынешних времен. Они, если хотите, архаичны, как архаичны принципы систематики:

    1. Каталог создан не для повышения рейтинга сайта, а для пользы его листателей, т.е. – вас, пользователи Каталога.
    2. Каталог тематически ограничен Геоинформационными системами. В реальности – это не только картографическая, но и фактологическая информация: справочники по географическим объектам, координатам, трекам; расстояниям между населенными пунктами: федеральные коды, наименования автодорог и многое другое. В каталоге есть ссылки на некоторые системы и методы программирования полезные для создания ГИС.
    3. Каталог охватывает не только нашу страну или материк. Сфера его интересов – вся Земля. Несколько лет назад в нем была реализована уникальная идея ссылочного атласа мира. В этом атласе нет системной целостности Википедии, но он, в то же время, не имеет ограничений по авторским правам, т.к. лишь делает ссылки на самые лучшие картографические изображения на сайтах всего мира, а не публикует их. Описания же стран, включенных в атлас, практически все – на русском языке. Для ряда статей, для которых в Рунете не было аналогов, создателям Каталога пришлось писать собственные статьи в Википедию, чтобы ссылаться на них.
    4. Каталог не требует регистрации для входа и оплаты за просмотр информации.
    5. Для включения информации о деятельности и продукции государственных, коммерческих или частных организаций не требуется обязательная ссылка на сайт компании ДАТА+.
    6. Размер описания ссылки не ограничен количеством знаков.
    7. Каталог не отслеживает своих пользователей на предмет приверженности идеям ESRI. Какой бы теме ни была бы посвящена ссылка Каталога, рано или поздно она получит отражение в разработках ESRI. Тем более, что большинство идей родились и получили развитие в этой славной компании.
    8. Ссылки на сайты формируются исключительно людьми. Т.е. изначально производится контроль целесообразности включения информации в Каталог.
    9. Людьми же производится контроль «живости» ссылок. Многолетний опыт показывает, что за год 20% ссылок отмирает. Хорошо, если меняется ссылка на ресурс внутри сайта. Хуже, если сайт прекращает свое существование. В большинстве случаев, ссылка, как словарная статья, не удаляется из Каталога, а заменяется на аналогичную на живых сайтах. В процессе поиска адекватной замены производится обновление ссылок на картографические материалы, для которых в сети появляются более качественные данные.
    10. Ссылки в Каталоге делаются, по возможности, непосредственно на те страницы сайта, которые в максимальной степени отображают запрос пользователей. Тем самым снижается количество пользовательских кликов для достижения конечного результата.
    11. Подавляющее количество ссылок Каталога на бесплатные и условно-бесплатные ресурсы сети. При этом, принципиально не делаются ссылки на нелицензионное программное обеспечение, используемое для разработки ГИС.
    12. Особое внимание в Каталоге уделяется нормативным актам. Прежде всего, текстам, за которые хозяева ресурсов не требуют оплаты. Странная порой складывается ситуация, когда за нормативные акты, которые при воспроизведении в Интернете перестают быть официальными документами (не говоря о том, что в большинстве случаев такая публикация незаконна) еще и запрашиваются деньги.

    В момент, когда объем Каталога превысил 2000 записей (теперь их в полтора раза больше), в нем появилась поисковая система. Вначале поиск осуществлялся по одному слову или его фрагменту. Сейчас поиск можно вести по нескольким словам или их фрагментам. Так как слова в названиях статей и комментариях к ним могут встречаться в разных разделах Каталога, поисковый аппарат создает довольно интересные подборки материалов. Например, собираются ссылки на актуальные и исторические карты территорий, фактографические описания и, что также интересно, – статьи издания ArcReview, в которых упоминалась эта территория.

    Отдельный блок Каталога – раздел «Лучшие находки месяца». Новости этого раздела не всегда бывают новыми, но в разделе они подаются как метод или универсальный способ, который можно применять в ГИС-деятельности не только в описываемой авторами сайтов ситуации.

    В «Лучших находках» Каталога регулярно муссируется вопрос любви к Родине. Это не общие разговоры о березках и соловьях на закате. Качественно созданные картографические веб-ресурсы Малой Родины российских, украинских, белорусских, казахских и многих других гисовиков невольно вызывают гордость за этих настоящих патриотов и желание следовать таким путем.

    За благостностью деклараций и реальных успехов Каталога ГИС ресурсов не сразу видны и его недостатки. Каталог должен быть рабочим инструментов каждого картографа, знающего дорогу на сайт компании ДАТА+. Но для этого он недостаточно полон. Несмотря на механизмы автоматизированного поиска мертвых ссылок, нередко еще можно увидеть страницы с печальными цифрами 404.

    Выход прост: каждый неравнодушный листатель Каталога может присылать по гиперссылке в конце страницы ресурса свои ссылки на ГИС-ресурсы, предложения и замечания. Полезная часть Интернета не безгранична. В наших силах ее систематизировать и описать для нашей же общей пользы.




    Версия для печати