Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 3 (50) | 2009 Опыт создания единого информационно-диспетчерского центра города Салавата (Республика Башкортостан)

    Заяц Евгений Викторович, Исполнительный директор ООО «Интро-ГИС», к.т.н., г.Уфа, e-mail: evzayats@mail.ru

    Мазитов Ильдар Саляхович, Ведущий инженер проектов ООО «Канон», г.Уфа, e-mail: mazitov@kanon-ufa.ru

     

    Unified Call Center for Salavat city (Bashkortostan Repablic).

    Введение

    Забота о населении, попавшем в беду вследствие развития опасной ситуации, связанной с техногенной аварией, природной катастрофой, террористической угрозой или просто бытовым несчастным случаем, является для современного цивилизованного государства одной из наиболее приоритетных задач. Право гражданина на получение всеобъемлющей помощи со стороны государства в опасной ситуации закреплено в основном законе – Конституции РФ. На реализацию этого права направлено огромное количество Федеральных и местных законов, распоряжений Правительств всех уровней, указов Президента и органов местного самоуправления. Одним из ключевых моментов при этом является эффективная организация работы экстренных служб, призванных в любое время оказать профессиональную помощь попавшему в беду человеку.

    Службы экстренного реагирования в нашей стране функционируют с 30-х годов, причем исторически сложилось так, что каждая служба имеет собственный телефонный номер и собственный диспетчерский центр. Однако, мировой опыт функционирования служб быстрого реагирования (служба «911» в США и Канаде, служба «112» в странах ЕС) показывает, что наиболее эффективным является создание единого центра управления силами и средствами. Он принимает обращение от граждан, анализирует ситуацию, оценивает степень опасности и, находясь в тесном взаимодействии с оперативными центрами управления экстренных служб, планирует тактику реагирования и осуществляет координацию задействованных сил. Такая организация работы, по мнению экспертов, позволяет на 30% поднять оперативность реагирования и при этом значительно повысить эффективность принимаемых мер. Кроме того, она удобнее и обывателю, поскольку в экстренной ситуации позволяет быстро и в полном объеме получить квалифицированную помощь, один раз обратившись по единому телефонному номеру, а не терять драгоценное время на обзвон и переговоры с диспетчерами оперативных служб.

    Относительно недавно мировой положительный опыт создания Единых информационных центров экстренного реагирования был воспринят и у нас, что нашло отражение в следующих документах:

    • ГОСТ Р22.7.01-99 «Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»;
    • Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. № 794;
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб». (В России в качестве такого единого номера определен номер «112». Утвержденный перечень экстренных оперативных служб включает пожарную охрану, милицию, скорую медицинскую помощь, аварийную газовую службу и две новых службы: «Антитеррор» и «Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях»);
    • Проект концепции создания системы обеспечения вызовов оперативных экстренных служб через одинаковый для всей страны номер “112” на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований, одобренный 27 декабря 2008 года Правительством Российской Федерации.

    Указанные документы устанавливают общие требования к созданию и оснащению служб ЕДДС в муниципальных образованиях. Причем одним из главных требований является их совместимость на информационном уровне.

    О проекте для Салавата

    Насколько известно авторам, в последние годы в разных субъектах РФ осуществляется разработка решений по аппаратному и программному оснащению службы муниципальных ЕДДС. Одно из таких решений разработано и внедрено авторами в муниципальном образовании – городе Салавате Республики Башкортостан.

    Несколько слов о городе. Салават – третий по величине город Республики Башкортостан, расположен на реке Белой (приток Камы) в 150 километрах к югу от Уфы. Его население на сегодняшний день составляет свыше 156 тысяч человек, а площадь территории – 100 кв.км. Жилой фонд представлен преимущественно двухэтажными постройками. Среди объектов промышленности выделяется ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» – предприятие Федерального значения, один из крупнейших центров нефтехимии и нефтепереработки в регионе. Помимо нефтехимии в городе развито машиностроение, строительная индустрия, промышленность строительных материалов, в частности технического стекла, железобетонных конструкций.

    Проект ЕДДС города Салавата разрабатывался в сжатые сроки в условиях жесточайшего дефицита средств на его оснащение. Поэтому было принято не оригинальное, но чрезвычайно эффективное в сложившихся условиях решение – поэтапный ввод в действие компонент системы. Но, при этом, проект создавался с прицелом на реализацию ее полного функционала. Естественно, что первый этап завершался вводом в эксплуатацию основных систем центра, которые бы обеспечили решение основных задач ЕДДС.

    К числу первоочередных мероприятий были отнесены:

    • организация ежедневной, круглосуточной работы дежурной диспетчерской смены в составе двух операторов и старшего смены;
    • организация многоканального приема и записи сообщений от граждан по единому телефонному номеру «112»;
    • организация прямого выделенного канала связи с диспетчерскими службами города, экстренных служб, диспетчерскими крупных предприятий, администрацией;
    • организация автоматизированной системы оповещения абонентов в зависимости от типа ситуации;
    • разработка специального программного обеспечения для информационно-аналитической поддержки принятия решений оперативно-диспетчерской службы;
    • разработка программного обеспечения автоматизированных рабочих мест оператора и старшего смены.

    О системе

    Автоматизированная система записи цифровых/аналоговых телефонных переговоров и система автоматического оповещения строились на базе комплекса «Омега» (разработчик «Сенсор-М»). Для организации внутренней связи и прямого доступа к абонентам устанавлена ЦАТС Panasonic емкостью 50 каналов, а организация информационного взаимодействия с администрацией построена на базе технологии ADSL. Аналогичным образом обеспечен выход в интернет. Организовано три рабочих места (два оператора и старший смены), каждое из которых оборудовано персональным компьютером с установленным программным обеспечением и универсальным телефонным пультом с запрограммированными телефонными номерами оперативных служб, диспетчерских предприятий, администрации. Все ПК объединены в единую ЛВС под управлением MS Windows 2003, установленной на выделенном сервере. Сервер, сетевое и коммуникационное оборудование, ЦАТС смонтированы в единой стойке, защищенной по питанию источником бесперебойного питания, способного обеспечить автономную работу оборудования до 1,5 часов. В случае серьезной аварии на электросетях предусмотрено автономное питание системы от дизель-генераторной станции. К серверу подключена 50” плазменная панель, на которую выводится оперативная обстановка в городе (обычно в виде карты).

    В отличие от большинства известных авторам проектов, специальное программное обеспечение ЕДДС города Салавата разрабатывалось с большей ориентацией на использование ГИС-технологий. Обычно функции ГИС ограничиваются отображением оперативной обстановки, реже – решением простейших поисковых задач (определение координат по адресу или поиск и позиционирование карты по адресу), еще реже – использованием системы моделирования развития аварийных ситуаций. В нашей системе в дополнение к указанным функциям имеются возможности построения запросов с учетом пространственного взаиморасположения объектов, поиска и определения характеристик объектов в заданном радиусе, моделирования сложных ситуаций, оценки комплексного воздействия поражающих факторов и т.д. А с вводом в действие будущих аналитических модулей появится возможность решать задачи управления, в частности оптимизировать участие сил и средств при ликвидации ЧС, в автоматическом режиме планировать эвакуацию из опасной зоны, с учетом множества факторов и другие. Также будет обеспечена возможность прямого информационного взаимодействия (по крайней мере, на прием оперативной информации) с внутренними информационными системами экстренных служб. Будут добавлены подсистемы автоматического оперативного контроля опасных объектов, система мониторинга подвижных объектов (мобильных групп экстренных служб) с отслеживанием дорожной обстановки в городе, метеоявлений и т.д. Все это позволит уменьшить рутинную нагрузку на операторов ЕДДС, сократить время реагирования, повысить объективность принимаемых решений. Обобщенная схема организации информационного взаимодействия ЕДДС показана на рис. 1.


    Рис. 1. Обобщенная схема организации информационного взаимодействия в ЕДДС.

     

    Сама система построена по модульному принципу, при этом на стадии проектирования программных средств определены программные интерфейсы взаимодействия различных компонент системы. Все специальное программное обеспечение разработано на MS VB с использованием технологии Microsoft .Net, программное обеспечение клиентов – АРМы операторов и старшего смены – взаимодействуют с сервером приложений ЕДДС по специально разработанному протоколу обмена в рамках технологии Microsoft .Net Remoting. Данные хранятся в нескольких тематических базах данных под управлением СУБД MS SQL Server 2005 Express.

    Сервер приложений отвечает за координацию работ всех компонент системы. Кроме того, сервер приложений отвечает за общие вопросы безопасности и администрирования, аутентификации пользователей, ведение журналов. Интерфейс сервера приложений представлен на рис. 2.


    Рис. 2. Интерфейс сервера приложений.

     

    Изначально, проектом предусматривалась организация полноценного многопользовательского доступа к картографической информации на базе ArcGIS Server, однако, вследствие ограниченного бюджета от этого решения пришлось отказаться. В результате подсистема ГИС реализована на базе одной локальной лицензии ArcGIS ArcView, которая установлена на сервере и работает с электронной картой города, хранящейся в виде файловой базы геоданных. При этом за разрешение коллизий, связанных с множественным доступом к данным, отвечает сервер приложений. На электронной карте города отображаются зарегистрированные системой звонки (согласно их статусу: «новые», «на контроле», «незначительные» и т.д.), зарегистрированные аварийные ситуации, силы и средства, результаты моделирования техногенных ЧС, паводковая ситуация, оперативные сводки и т.д. Электронная карта выводится на плазменную панель. Доступ к подсистеме моделирования в составе расширений «Риск ЧС – оператор» и «Паводок» под ArcGIS Desktop (см. статью о них в ArcReview №4 (47), 2008 г., с.13), а также выполнение сложных пространственных запросов осуществляется в режиме терминального доступа с рабочего места старшего смены. Рабочие моменты отображения ситуации на электронной карте иллюстрируют рис. 3, 4.


    Рис. 3. Пример отображения сработавших датчиков.


    Рис. 4. Пример отображения поступивших звонков.

     

    Подобная организация взаимодействия с электронной картой является, безусловно, вынужденной мерой, и в будущем, с расширением количества рабочих мест, мы планируем вернуться к первоначальным проектным решениям. Однако даже реализованное решение существенно облегчает оператору восприятие оперативной обстановки, при этом не загромождая рабочую область экрана оператора.

    Информационно-справочная подсистема позволяет в автоматизированном режиме готовить стандартные информационные отчеты (ежедневные и еженедельные) в формате MS Word. При желании пользователь может включать в отчет дополнительную информацию, например, результаты геоинформационного моделирования или фотоматериалы.

    Заключение

    Следует отметить, что предложенное решение отвечает требованиям концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в Российской Федерации, ориентировано на применение наиболее прогрессивных программных средств ГИС, использующихся, например, при реализации информационных систем в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС, см. статью в ArcReview №1 (49), 2009, с. 9). Это решение легко масштабируется и коммутируется на уровне данных с имеющимися у потенциального потребителя информационными системами и, кроме того, предоставляет платформу для существенного увеличения функциональности системы за счет введения новых компонент.




    Версия для печати