Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 3 (46) | 2008 Проектная документация территориального планирования: опыт компании «ЭНКО»

    Косарев А.В., Карагина А.В., НПИ «ЭНКО», г.Санкт-Петербург, e-mail: enko@enko.spb.ru, Web: www.enko.spb.ru

    В этом году наша компания отпраздновала юбилей. Вот уже 15 лет Научно-проектный институт пространственного планирования ЭНКО разрабатывает проектную документацию с помощью ГИС-технологий. За этот немалый срок наш институт в своей работе активно использовал различные ГИС-продукты компании ESRI. В данный момент это семейство продуктов ArcGIS 9.2, а также система ERDAS IMAGINE от компании ERDAS.

    Данное программное обеспечение помогает создавать проектную документацию различных уровней: Схем территориального планирования субъектов Российской Федерации – областей, краев, республик, Схем территориального планирования муниципальных образований, Генеральных планов городов, поселений, Правил землепользования и застройки, Проектов зон охраны объектов культурного наследия, Проектов планировки жилых районов.

    Следует подробнее остановиться на понятии территориальное планирование. Территориальное планирование – это особый вид проектных работ, который призван дать стратегические решения по организации территории. Это признанная практика практически всех цивилизованных стран. Факторы экономической выгоды при территориальном планировании не могут рассматриваться в качестве превалирующих. Тут большее значение приобретает социальная составляющая планировочных разработок, возрастает ответственность общества перед будущими поколениями и окружающей нас природной средой.


    Рис. 1.
    Схема административного деления.


    Рис. 2.
    Схема современного использования территории. Опорный план.

     

    В соответствии с принятым в декабре 2004 года градостроительным кодексом РФ: «Территориальное планирование направлено на определение в соответствующих документах (схемах ТП) назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий».

    Устойчивым называется такое гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды, которое будет отвечать интересам настоящего и будущих поколений.

    Также территориальное планирование направлено на развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, интенсификацию сельскохозяйственного производства и развитие АПК, сохранение историко-культурного и природного наследия, развитие сферы туризма и отдыха населения.

    Основой территориальной стратегии района должны служить утвержденные и разрабатываемые в настоящее время планы, стратегии и программы социально-экономического развития.

    Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


    Рис. 3.
    Схема комплексной оценки территории.


    Рис. 4.
    Схема территориального планирования. Проектный план.

     

    Схема территориального планирования муниципального района разрабатывается в качестве градостроительного документа, направленного на создание условий устойчивого социально-экономического и градостроительного развития района на 20 лет (2027-30 гг.) и обозначение контуров дальнейшего развития территории на перспективу (40-50 лет).

    Проект Схемы территориального планирования базируется на основных методических позициях:

    • Использование современных технологий
    • Публичность разработки

    Разработка проекта Схемы включает следующие четыре этапа:

      1. Информационный этап
      2. Аналитический этап
      3. Разработка Концепции территориальной организации
      4. Разработка системы мероприятий по территориальному планированию.

    Первый этап (информационный) включает сбор и систематизацию исходных материалов заказчика по разделам проекта: экономика, социальная сфера, экология, функционально-планировочная организация, земельные ресурсы, транспортная и инженерная инфраструктура и др. Создание информационного блока необходимо для разработки аналитического и проектного блоков Схемы. Вместе с тем, информационный блок имеет и свою самодостаточную ценность для Администрации района, так как позволяет систематизировать и использовать для самых разных целей комплексные сведения о территории района. Тем не менее, несмотря на обилие материалов, зачастую требуется их актуализация. Для этого приходится применять современные технологии, в том числе для работы с космическими снимками различного разрешения. Использование качественных цифровых космических изображений местности значительно облегчает работу, открывает новые возможности по актуализации состояния ландшафтов, инженерной и транспортной инфраструктур, по обновлению информации, получаемой с топографических основ.

    Аналитический этапкомплексная территориальная оценка. В ходе комплексной оценки определяются и учитываются прочие параметры, ограничивающие или благоприятствующие различному перспективному использованию территории.

    Разработка Концепции территориальной организации – третий, основополагающий этап проектирования. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) рассматривается как определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения. Соответствующий термин употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной деятельности, к которой, безусловно, относятся и научно-проектные изыскания в современной практике пространственного планирования в России.

    В НПИ «ЭНКО» при разработке схем территориального планирования как субъектов РФ, так и отдельных муниципальных районов, уделяется особое внимание разработке соответствующих концепций их территориального развития.

    Материалы исследований на втором и третьем этапах работы лежат в основе принятия проектных решений и включаются в так называемые Материалы по обоснованию проекта Схемы. Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме включают в себя:

    1. обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
    2. перечень мероприятий по территориальному планированию;
    3. обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
    4. перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Итогом проделанной работы является подготовка проектных решений в качестве отдельного документа – Положений о территориальном планировании, сопровождаемого соответствующими картами (схемами). Положения, согласно Градостроительному Кодексу, подлежат обсуждению и утверждению органами государственной власти.

    Пример подготовки проектной документации

    Рассмотрим процесс подготовки проектной документации на примере Шекснинского района Вологодской области.

    Основой перспективной планировочной организации территории Шекснинского района являются крупные планировочные элементы: транспортные коридоры с зонами их влияния, урбанизированный административный центр района поселок городского типа Шексна, вновь создаваемые крупные индустриальные, селитебные и рекреационные зоны, природоохранные территории. Планировочный каркас проектируемого района сформирован мощным широтным транспортным коридором (железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Вологда – Киров – Свердловск, автодорога федерального значения А-114 Новая Ладога – Вологда) и меридиональным коридором (Волго-Балтийский водный путь, проходящий через Шекснинское водохранилище, по реке Шексна).


    Рис. 5.
    Схема природно-экологического каркаса территории. Особо охраняемые природные территории и другие территории природоохранного назначения.


    Рис. 6.
    Схема развития туризма и рекреации.

     

    Зоны влияния транспортных коридоров наиболее привлекательны для инвесторов. Существенным фактором развития Шекснинского района является его срединное положение между Вологдой и Череповцом – крупнейшими центрами области. Администрацией Вологодской области принято решение о создании индустриального парка «Шексна», который, при благоприятном стечении обстоятельств, имеет шансы для превращения в Особую экономическую зону. В Схеме территориального планирования создание индустриального парка «Шексна» рассматривается в качестве основного фактора развития района. Строительство парка фактически начато. Реализация этого крупного инвестиционного проекта окажет определяющее влияние как на развитие и диверсификацию промышленного комплекса всей Вологодской области, так и на планировочную структуру и все социально-экономические параметры отдельно взятого Шекснинского района.

    Транспортные коридоры, с одной стороны, обеспечивают благоприятность экономико-географического положения, с другой – нарушают внутреннюю целостность территории района. Поэтому особую важность приобретает задача создания надежной внутренней системы дорог, обеспечивающих кольцевую транспортную связь всех частей района между собой, с центром района пгт. Шексна и индустриальным парком «Шексна».

    В связи с реализацией проекта создания индустриального парка возрастет роль Волго-Балтийского водного пути в системе транспортных коммуникаций и экономических связей района. Вблизи порта Нифантово предусматривается размещение новых портовых мощностей. Развитие автодорожной сети в северо-восточном направлении с выходом в дальнейшем на трассу Р-5 «Вологда-Медвежьегорск», наряду с усилением транспортных связей в юго-западном направлении (с южной частью Череповецкого района), позволит уменьшить транспортную нагрузку на федеральную трассу «Вологда-Череповец» и откроет новые направления экономического освоения территории района.


    Рис. 7.
    Схема развития транспортной инфраструктуры.


    Рис. 8.
    Схема историко-культурного каркаса.

     

    Другая задача Схемы – организация разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и других предложений, обеспечивающих развитие района в целом. В результате повышения уровня инженерного благоустройства в районе возможно выделение дополнительных перспективных инвестиционных площадок, выполняющих функции подцентров экономического развития района (как промышленного значения, так и рекреационного).

    В связи с созданием индустриального парка насущной задачей является определение перспективных площадок размещения жилищного строительства, строительства различных инфраструктурных объектов, социальной сферы. Местоположение и размеры новых селитебных территорий во многом предопределяются расположением парка «Шексна», а также конфигурацией и структурой территорий, имеющих природоохранное значение. Река Шексна и Шекснинское водохранилище входят в природно-экологический каркас Вологодской области в качестве системообразующих элементов, кроме того, в районе имеется несколько ООПТ местного значения.

    В предварительной работе по расселению трудящихся парка «Шексна», выполненной институтом «Вологдагражданпроект», были определены площадки расселения – «Шексна», «Пача» и «Нифантово». Такой выбор площадок принят за основу с необходимыми корректировками. Так, из рассматриваемых площадок расселения исключено «Нифантово», как находящаяся в непосредственной близости от индустриального парка, крупной птицефабрики и перспективного порта. Одновременно нами предлагается новая площадка «Ершово» в северо-западной части района.

    Градостроительное проектирование предусматривает инвариантность развития территории, в этой связи администрации района были предложены несколько вариантов (пространственных сценариев), рассмотрим их подробнее.

    ВАРИАНТ 1. «Шексна-Пача». Поселок городского типа Шексна – районный центр (21,5 тыс. жителей), имеет наиболее развитую инженерную и социальную инфраструктуру. Застройка Шексны может быть частично уплотнена, но в случае размещения здесь более 5 тысяч работников индустриального парка и членов их семей территорий для жилищного строительства окажется недостаточно. И потребуется существенное расширение Шекснинского городского поселения в северном или восточном направлении. Предполагается преимущественно малоэтажная застройка, частично среднеэтажная. Возникает необходимость в открытии новых учреждений социальной инфраструктуры, поскольку свободные места в существующих учреждениях будут исчерпаны.

    В варианте максимального расселения в Шексне возникает необходимость ежедневной доставки работников в индустриальный парк через р.Шексна по федеральной трассе А-114. И, безусловно, возникнут дополнительные пиковые нагрузки на транспорт в количестве не менее 5 тыс. пассажиров единовременно. Потребуется ускорить реконструкцию существующего моста и автотрассы А-114 с доведением ее до 1 категории с шириной полотна 14м. Вместе с тем, в перспективе проблема может возникнуть вновь, так как интенсивность движения по трассе будет увеличиваться в связи с формированием агломерации Вологда – Череповец и прогнозируемым увеличением транзитных межрегиональных потоков.

    Поэтому концентрация на площадке «Шексна» большей части населения, связанного с индустриальным парком, признана нецелесообразной.


    Рис. 9.
    Схема охраны природы и рационального природопользования.


    Рис. 10.
    Шексна.

     

    Вариант 2. «Пача-Шексна». Площадка находится вблизи индустриального парка на берегу Шексны в сравнительно благоприятных природных условиях, ниже плотины Шекснинской ГЭС, но вне зоны возможного подтопления. Площадка Пача расположена вблизи индустриального парка, но за пределами его санитарно-защитной зоны, роза ветров также максимально благоприятствует размещению здесь селитебной зоны. Здесь предполагается преимущественно малоэтажная застройка, с выделением в центральной части поселка нескольких кварталов среднеэтажной застройки, а также с формированием на противоположной стороне железной дороги, на эстетически привлекательной форме рельефа, общественно-культурного и делового центра. Также предусматривается формирование лесопарка на правом берегу р.Шексны с размещением культурно-развлекательного комплекса (парка развлечений).

    В транспортном отношении в перспективе предлагается строительство трассы-дублера автомагистрали А-114, которая пройдет вблизи площадки Пача. Наличие второй автодороги Пача–Нифантово позволит снять нагрузку ежедневных трудовых пассажиропотоков в индустриальный парк с федеральной автотрассы. Также проектом предусмотрен второй въезд в индустриальный парк «Шексна», который связывает напрямую новые жилые кварталы «Пача» с производственной зоной и обеспечивает альтернативную транспортную связь.

    Для площадки «Пача» должны быть заново созданы инженерные сети и социальная инфраструктура. Водозабор селитебной зоны оказывается ниже канализационных выпусков пгт. Шексна и индустриального парка. При недостаточной мощности водоносных горизонтов подземных вод для питьевого водоснабжения проектируемой селитебной площадки могут потребоваться более эффективные системы очистки вод поверхностного источника – р.Шексна.

    Вариант 3. «Ершово-Шексна». Площадка расположена на правом берегу Шексны на территории современного Ершовского сельского поселения. Она предлагается к формированию на уже обжитой территории, среди нескольких малочисленных сельских населенных пунктов. Участок отличается исключительной живописностью, территории пригодны для различной застройки. Благоприятность природной среды для проживания обусловлена наличием нескольких естественных и искусственно созданных водоемов. Кроме того, рядом, в деревне Ирма, находится так называемая «зеленая стоянка» туристических судов, и здесь предполагается создание одного из трех туристических центров Шекснинского района. В непосредственной близости от нового жилого массива предлагается создание новых ООПТ, что, с учетом природного резервата «Ирма», создает дополнительную привлекательность территории. Историко-культурное наследие представлено памятниками культовой архитектуры и старинным парком, барской усадьбой, остатками сосновой рощи в несохранившейся усадьбе в деревне Александрино. Предполагается строительство нового храма в районе массового жилищного строительства. Значительные территории должны быть озеленены, в том числе на территории карьера и старого кладбища.

    Размещение селитебной зоны в Ершово приблизит его жителей к культурным центрам Шекснинского района (Сизьма, Ирма), послужит толчком к дальнейшему развитию этих центров и рекреационному освоению территорий двух наименее развитых северных сельских поселений района. Коренное население этих удаленных территорий получит хороший доступ к более качественной и разнообразной инфраструктуре сферы услуг и социально значимым объектам.

    Члены семей работников индустриального парка смогут получить работу в сфере обслуживания и туристического бизнеса. В окрестностях Ершово имеются массивы сельскохозяйственных земель. Поэтому в Ершовском сельском поселении также следует увеличивать интенсивность агропроизводства, особенно так называемого пригородного типа хозяйства. Здесь может эффективно развиваться переработка сельскохозяйственной продукции.

    Экологическая обстановка в районе д.Ершово благоприятна для проживания и рекреации. Жилищное строительство на данной территории предполагается преимущественно в виде усадебно-коттеджной застройки, что позволит сохранить привлекательность ландшафтной среды. На противоположном берегу водохранилища расположен Сиземский туристический центр, где возможно создание комплексного историко-культурного и природного парка или же музея-заповедника «Сизьма».

    Для площадки «Ершово» должны быть заново созданы инженерные сети и социальная инфраструктура. Актуализируется вопрос формирования транспортной связи через Шексну посредством парома или мостового перехода севернее д.Ирма. Эта переправа необходима и в целях развития рекреационно-туристической деятельности. В отдаленном будущем строительство моста может быть вписано в более широкий контекст потребностей развития транспортной системы Вологодско-Череповецкой агломерации. Кроме того, предполагается строительство нового глубокого обхода жилого массива Ершово на западе.


    Рис. 11.
    Пача.


    Рис. 12.
    Ершово.

     

    Окончательным вариантом расселения, в соответствии с решением администрации района, является четвертый вариант «Шексна-Пача-Ершово».

    По результатам обсуждения представленной в Администрацию Шекснинского района «Концепции территориальной организации» было принято решение о выборе этого варианта в качестве приоритетного для размещения селитебных зон.

    Предусматривается использование для расселения семей работников индустриального парка «Шексна» всех трех основных площадок: городское поселение Шексна, сельские поселения Железнодорожное и Ершовское. Предложено начать жилищное строительство с площадки «Шексна», как наиболее обеспеченной инженерной и транспортной инфраструктурой.

    Данный, признанный наиболее приемлемым, вариант отвечает всем необходимым параметрам с точки зрения обеспечения как местного, так и вновь прибывшего населения местами приложения труда, жильем, удобными и надежными транспортными связями, сложившейся и вновь образующейся социальной и инженерной инфраструктурами.

    В соответствии с рекомендациями Администрации, в проекте зарезервированы территории для дальнейшего развития сложившихся в настоящее время центров сельских поселений, а также значительная реконструкция и жилищное строительство в следующих поселениях: Нифантовское, Чаромское, Чуровское, Никольское и Домшинское.

    Таким образом, Схема территориального планирования Шекснинского района Вологодской области позиционирует объект планирования в качестве точки роста государственного масштаба.

    Можно убедиться, что в проекте прорабатывается широкий спектр и большой объём информации о планируемой территории. С использованием программного обеспечения ArcGIS было создано более 60 тематических картографических видов.

    Применение компьютерных технологий компании ESRI позволяют представить в многофункциональной ГИС градостроительную документацию, систематизированную и классифицированную в доступном виде для ее использования заказчиком.

    Как правило, работа над проектом ведется в течение долгого периода времени (1-1,5 года), но ГИС-технологии позволяют постоянно обновлять и уточнять данные в процессе проектирования. В связи с этим, Заказчик в лице Администрации получает актуальный материал, отражающий состояние территории на момент сдачи проекта. ГИС-технологии дают возможность самостоятельно актуализировать информацию и в дальнейшем проводить мониторинг территориального развития.




    Версия для печати