Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 2 (45) | 2008 Управление городскими службами с использованием ГИС

    Сарбасов Б.В., исполнительный директор, Исаева И.И., начальник Отдела менеджмента и анализа

    ТОО «Казахстанский центр геоинформационных систем», г.Астана, тел./факс: (7172) 41-68-20, e-mail: support@gis-center.kz, Web: www.gis-center.kz

    В последнее время Геоинформационные системы стали в Казахстане одним из приоритетных направлений информатизации не только в коммерческих структурах и Национальных компаниях, но и в органах государственного управления. В одном из своих выступлений Н.А. Назарбаев, президент Республики Казахстан, уделил особое внимание геоинформационным технологиям. А Карим Масимов, премьер-министр РК, подводя итоги правительственного совещания, отметил тот факт, что уже совсем скоро работу Правительства и претворение в жизнь задач, поставленных Президентом, можно будет отслеживать в режиме реального времени посредством так называемой «электронной карты». Сейчас ГИС успешно внедряются и развиваются во многих коммерческих и государственных структурах Республики, что можно, например, проследить по статьям, опубликованным в данном и ряде предыдущих выпусков ArcReview.

    Электронное правительство

    Одним из важнейших направлений развертывания информационных систем в Республике является «Государственная программа формирования и развития «электронного правительства». В ней предусмотрено внедрение информационных систем на уровне местных исполнительных органов – акиматов (мэрий). Основными задачами городского «электронного акимата» (далее е-акимат) являются:

    • повышение эффективности работы городских служб;
    • развитие единой информационно-коммуникационной инфраструктуры органов государственного управления города;
    • формирование и развитие сферы оказания электронных услуг, предоставляемых гражданам и организациям;
    • организация работы по ликвидации информационного неравенства;
    • развитие и модернизация существующих информационных систем акимата города для обеспечения принятия решений, их интеграция с базовыми компонентами инфраструктуры «электронного правительства»;
    • обеспечение защиты информационных ресурсов и систем е-акимата.

    Концепция е-акимата

    Нашей компанией разработана концепция развития е-акимата. Ее базовым компонентом является единое информационное пространство (ЕИП), предоставляемое ГИС. Геоинформационная система города должна служить средством визуализации территориально привязанных объектов на основе единой цифровой модели местности. Информационные слои будут связаны с базами данных ведомств, участников проекта, формирующих профильную информацию по каждому из слоев.

    Мы предлагаем создание Ситуационной системы управления городом (ССГУ) с применением технологий ГИС. Ее основой служит электронная карта крупного масштаба (1:2000, 1:500) с подробной пространственной и атрибутивной информацией по всем городским объектам (рис. 1), включая: строения; улично-дорожную сеть; учреждения; зоны рекреаций и парковые зоны; адресную систему; основные коммуникационные и транспортные системы города, и т.д.


    Рис. 1.
    Цифровая карта масштаба 1:2 000.

     

    Главная задача ССГУ – повысить эффективность работы городских служб. Для этого необходимо как автоматизировать основные бизнес-процессы, так и интегрировать существующие системы на основе ГИС. ССГУ будет служить единой информационной средой для различных служб города, таких как:

    • административно-управленческий персонал акимата;
    • архитектура и градостроительство;
    • управление земельными отношениями;
    • коммунальные службы: горводоканал, горсвет и др.;
    • регистрационные службы: центр регистрации недвижимости и др.;
    • дорожные службы (ремонт и строительство автодорог);
    • налоговый комитет;
    • экологические службы;
    • силовые структуры: УВД, пожарные, служба ЧС и др.;
    • служба здравоохранения (скорая помощь);
    • служба телекоммуникаций и т.д.

    В каждой из этих служб предлагается разработка и установка специализированной подсистемы ССГУ. В ней формируется и актуализируется профильная база данных с атрибутивной и пространственной информацией, которая, в свою очередь, будет служить базовым материалом в системе поддержки принятия управленческих решений.

    ССГУ – это клиент-серверная информационная система с центральным сервером, установленным в акимате. На нем будет располагаться основная картографическая и атрибутивная база данных ССГУ.

    Пользователями системы являютсяАдминистративно-управленческий аппарат акима и Городские службы. Сотрудникиаппарата акима получают готовую информацию и запрашивают определенные отчеты в системе. В частности, аким получает информацию и отслеживает работу городских служб посредством системы визуализации. Структура ГИС городских служб, участвующих в проекте, включает в себя серверную часть и клиентскую сеть (автоматизированные рабочие места). На ГИС-сервере с предустановленной унифицированной электронной картой города ведется накопление и актуализация данных. На каждом сервере должен быть свой администратор, который отвечает за корректное наполнение и актуализацию базы геоданных.

    Функциональность ССГУ

    Система устанавливается на выделенном сервере. Клиентская часть разрабатывается и размещается с учетом специфики работы городских служб, задействованных в проекте. Каждая служба при обращении к персональной клиентской части системы будет вносить коррективы, тем самым поддерживая актуальность данных. Репликация актуализируемых данных будет производиться на центральном сервере с заданной периодичностью. Следует также предусмотреть возможность обновления данных по запросу администратора ССГУ в любое время.

    Функциональность системы должна включать следующие возможности:

    • сбор и хранение данных обо всех объектах города как в графическом, так и в атрибутивном виде;
    • информационный обмен между службами города, задействованными в проекте;
    • визуализация данных в двухмерном и трехмерном виде;
    • представление статистических и аналитических отчетов различной направленности;
    • вывод карт и отчетов на печать;
    • возможность интеграции с имеющимися информационными системами акимата и служб города.

    Координация работы городских служб

    Проведя маркетинговое исследование и опираясь на накопленный опыт работ с государственными структурами, мы рекомендуем в первую очередь задействовать в проекте следующие городские службы, предусмотрев для них разработку автоматизированных рабочих мест:

    • управление земельными отношениями (АРМ УЗО) – контроль и мониторинг по регулированию земельных отношений города (согласование отводов земель под строительство новых сооружений);
    • АРМ «Горводоканал» – система быстрого реагирования на аварийные ситуации в городских сетях, учитывая имеющийся опыт разработки и реализации специализированного ПО для города Астаны (рис. 2);
    •   АРМ «Горкоммунхоз» – оптимизация маршрутов движения коммунального транспорта;
    • АРМ «Телекоммуникации» – система мониторинга и быстрого реагирования на аварийные ситуации в подземных и наземных сетях телекоммуникаций;
    • АРМ «Департамент архитектуры и градостроительства» – контроль и соблюдение генерального плана города, градостроительный кадастр (согласование отводов земель под строительство новых сооружений, согласование строительства и ремонта дорог, коммуникаций и т.д.);
    • АРМ «Энергосбыт» – система мониторинга и быстрого реагирования на аварийные ситуации в городских электрических сетях;
    • АРМ «Теплотранзит» – система мониторинга и быстрого реагирования на аварийные ситуации в городских тепловых сетях;
    • АРМ «Дорожных служб» – система призвана: выявлять участки дорожного полотна, нуждающегося в ремонте; определять перспективы развития дорог в городе (строительство развязок, разгрузка улиц за счет строительства новых дорог); своевременно предоставлять в ГИС полноценную информацию о ремонте и строительстве дорог для ее использования другими службами и гражданами города, и т.д.


    Рис. 2.
    АРМ "Горводоканал".

     

    Поддержка принятия управленческих решений в ССГУ

    Одной из основных функциональных задач для любой корпоративной информационной системы является формирование различных отчетных форм, отражающих промежуточные и итоговые показатели деятельности организации. Отчеты должны давать полное представление о проделанной работе и охватывать весь спектр бизнес-процессов. В описываемой системе предполагается формирование статистических и аналитических отчетов.

    Для аналитических подразделений нужно обеспечить возможность построения «гибких отчетов», не имеющих четкой структуры, связанных с обработкой больших массивов данных в реальном времени и с бизнес-процессами. Для решения такого класса задач предназначены системы OLAP (OnlineAnalyticProcessing), которые позволяют организовать большие объемы информации в удобные для анализа формы и представления – кубы данных. Одним из основных преимуществ OLAP систем является скорость работы с большими объемами данных. Также в них имеются возможности для обработки множества «непредсказуемых» запросов («adhocquery»), построения различных прогностических моделей (прогнозы по различным метрикам данных с применением сезонной, линейной и других моделей) и проведения анализа по сценарию «что, если…».

    Как известно, линейка программных продуктов ArcGIS предоставляет мощные встроенные инструменты для проведения пространственного анализа по множеству факторов, влияющих на принятие того или иного решения (рис. 3). Например, при развитии инфраструктуры города можно определить оптимальное местоположение новой школы, больницы, провести расчет новых маршрутов городского транспорта в зависимости от плотности населения, трафика движения, состояния дорожного полотна и ширины улиц, выделить зоны сноса под генеральный план застройки и своевременно уведомить владельцев строений о данных мероприятиях (актуально, например, для Астаны).


    Рис. 3. Пространственный анализ зоны загрязнения.

     

    В совокупности, при определенной систематизации весь вышеописанный функционал является практически готовым вариантом системы поддержки принятия управленческих решений (СППУР). СППУР позволяет еще на уровне электронной модели объекта или процесса дать его всестороннюю оценку и принять решение по практической реализации разрабатываемой идеи.

    Система визуализации

    Система визуализации представляет собой графическую стену (видеостену) на основе проекционных кубов (рис. 4). В составе такой системы для демонстрации и работы ситуационной системы городского управления предлагается использовать новейшие технологии в области виртуального прототипирования.


    Рис. 4.
    Видеостена.

     

    Система визуализации обеспечит наглядное отображение пространственных данных электронной карты города и результатов работы городских служб. Кроме того, она позволит визуализировать результаты решения аналитических задач и задач по прогнозированию развития ситуаций (например, для эффективного управления городскими службами в кризисной ситуации).

    Результаты внедрения

    Итак, Ситуационная система управления городом (ССГУ) позволит интегрировать локальные информационные системы городских служб и создать единый центр городского управления. Одним из результатов внедрения такой системы будет создание унифицированной электронной карты города с постоянно обновляющейся информацией. ССГУ обеспечит более эффективную работу всех городских служб (участников проекта) и позволит:

    • решать аналитические задачи по перспективному развитию города;
    • решать вопросы земельных правоотношений;
    • решать транспортные задачи по разгрузке улиц города;
    • проводить анализ экологического состояния окружающей среды;
    • планировать экономически эффективную работу служб города;
    • оптимизировать процесс принятия решений для служб быстрого реагирования;
    • обеспечить мониторинг состояния объектов города;
    • прогнозировать развитие ситуации на основе оперативного анализа поступающей информации;
    • моделировать последствия управленческих решений на базе использования информационно-аналитических систем.

    В настоящее время в органах местного управления крупных городов Казахстана имеется понимание необходимости внедрения подобной системы. Государственная программа развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008-2010 годы предусматривает разработку концепции и программу создания Национальной геоинформационной системы государственных органов Республики Казахстан (ГИС ГО РК). Нашей компанией ведутся работы в рамках данной программы на базе имеющегося опыта разработки информационных и геоинформационных систем.




    Версия для печати