Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 1 (44) | 2008 Объединенная База Данных Природопользователей

    Курносов Д.В., Румянцев И.Г., Рутковский А.М., ОАО «Ладога Телеком», г. Санкт-Петербург, тел.: (812) 235-27-66

     

    Введение

    ОБДП – Объединенная База Данных Природопользователей – комплексная информационная система Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Она позволяет объединить разнородную информацию о предприятии-природопользователе, систематизировать ее и быстро предоставить пользователю в удобном для восприятия виде.

    Разработка ОБДП началась в 2003 году, в настоящее время она находится в стадии эксплуатации. Система постоянно совершенствуется и дорабатывается в соответствии с изменениями законодательства и требованиями пользователей. Разработка и поддержка ОБДП осуществляется компанией ОАО «Ладога Телеком».

    Задачи ОБДП

    Работа ОБДП направлена на обеспечение информационной поддержки сотрудников Комитета. Система позволяет решать следующие основные задачи:

    • Поддержка документооборота по экологическому нормированию и проверкам соблюдения экологического законодательства
    • Предоставление сотрудникам информации о предприятиях-природопользователях;
    • Формирование отчетных выборок и помощь в принятии управленческих решений.

    Для решения этих сложных и ответственных задач была разработана специализированная интеграционная структура хранения данных по предприятиям-природопользователям. В соответствии с этой структурой, все данные связываются с предприятием в целом или с фактическим адресом (площадкой) предприятия (рис. 1). Благодаря такой структуре, разнородные данные по предприятию, введенные в систему различными сотрудниками в различное время, связываются воедино, позволяя от обрывочных сведений перейти к целостной картине деятельности предприятия в сфере охраны окружающей среды и природопользования.


    Рис. 1. Структура информации о предприятии-природопользователе.

     

    При работе с адресами используется общая кодифицированная адресная система, принятая в органах государственной власти Санкт-Петербурга. Такое решение обеспечивает возможности визуализации на официальной топографической основе города, а также существенно облегчает интеграцию с другими информационными ресурсами.

    Документооборот

    Обеспечивая ведение документооборота, ОБДП существенно облегчает работу сотрудников Комитета и позволяет создавать, надежно хранить и быстро находить требуемые документы за счет систематизации сведений и их группировки по различным параметрам.

    В настоящее время блок документооборота поддерживает работу с документами экологической инспекции, экологического нормирования, водного контроля и недропользования.

    ОБДП поддерживает вывод на печать по бланкам установленного образца более 120 типов документов. В архиве содержится более 28000 сформированных сотрудниками Комитета документов. Сотрудник может открыть любой из этих документов буквально за несколько секунд.

    Для удобства сотрудников, ОБДП позволяет работать с диалоговыми окнами документов примерно так же, как в Microsoft Word (рис. 2). Пользователь сразу оказывается в привычной среде, при этом поддерживаются все функции ОБДП по автоматизированному заполнению данных. Например, создав в системе протокол об административном правонарушении, пользователь получит не пустой лист, а уже частично заполненный бланк установленного образца. Информация о предприятии будет взята системой из карточки предприятия-природопользователя, правонарушения – из акта проверки и т.п. Такой подход ускоряет формирование документов и позволяет существенно снизить риск опечаток и ошибок.


    Рис. 2.
    Окно протокола об административном правонарушении.

     

    Предприятия-природопользователи

    Предприятие-природопользователь – это фундаментальный объект ОБДП. Каждое предприятие, с которым взаимодействовали сотрудники Комитета в ходе своей работы, заносится в базу данных. ОБДП позволяет хранить и накапливать множество разнородной информации, которую можно условно разделить на общую и предметную.

    К общей информации относятся основные сведения о предприятии: организационно-правовая форма, наименование, ИНН, юридический адрес, фактические адреса и пр. Предметная информация – документы по экологическим проверкам, нормированию, водному контролю и недропользованию (рис. 3).


    Рис. 3.
    Реестр предприятий-природопользователей.

     

    ОБДП использует принцип “Внес информацию один – используют все”. Информация о предприятии, однажды занесенном в систему каким-либо сотрудником, постепенно накапливается, дополняется другими сотрудниками. В итоге это позволяет работать не с обрывочными сведениями о предприятии, а с целостной картиной со всех точек зрения природоохранного законодательства.

    По данным на август 2007 г. система содержит информацию по 6600 предприятиям-природопользователям, с которыми работали сотрудники Комитета. Кроме собственного реестра предприятий к системе подключены справочные данные Петрокомстата (более 175000 предприятий) и КУГИ.

    Отчетные возможности

    Вся накопленная в ОБДП информация доступна для статистической обработки и выборок. Система предоставляет множество различных отчетов: как общих, например “Реестр проверенных предприятий”, так и специфичных, например “Выборки по веществам”. Высокая степень формализации информации позволяет проводить группировку данных по различным признакам, например, по району проверки, датам, сотруднику, статье КоАП и многим другим (рис. 4). ОБДП формирует отчеты в течение нескольких секунд, что делает работу с системой удобной и обеспечивает оперативность формирования отчетов и справок не только внутри Комитета, но и по депутатским запросам, обращениям из прокуратуры и пр.


    Рис. 4.
    Отчет “Реестр постановлений”.

     

    Геоинформационные сервисы

    Геоинформационные сервисы являются важной частью ОБДП, позволяя эффективно визуализировать и формировать экологическую информацию. Одним из таких сервисов является сервис “Источники выбросов”, разработанный Северо-Западным центром «Экологическая лаборатория». Этот сервис является составной частью блока автоматизации отдела нормирования Комитета и позволяет осуществлять геопривязку источников выбросов предприятия. В начале процесса согласования выбросов сотрудник отдела нормирования передает представителю предприятия-природопользователя сформированную ГИС-сервисом схематическую карту территории предприятия. Далее природопользователь самостоятельно наносит на наглядную схему свои источники выбросов. Эта схема проходит оцифровку и размещается в ОБДП. Сервис позволяет визуализировать на топографической основе согласуемые предприятием источники выбросов совместно с соседними источниками выбросов других предприятий, что позволяет сотрудникам отдела нормирования видеть целостную картину выбросов и принимать обоснованные решения в процессе согласования нормативов и выдачи разрешения на выбросы в атмосферный воздух (рис. 5).


    Рис. 5.
    Геоинформационный сервис “Источники выбросов”.

     

    Технические решения

    Создание ОБДП было бы невозможно без использования современных программных и аппаратных средств. В основе системы – высокопроизводительные сервера, обеспечивающие надежное хранение информации и эффективную работу более 70 пользователей. Сервера используют операционную систему Microsoft Windows 2003 Server и СУБД Microsoft SQL Server 2000. Функции по работе с геоданными обеспечиваются продуктами ESRI ArcIMS и ArcSDE. Для обеспечения информационной безопасности используется оборудование CISCO.

    Как показано на рисунке 6, с технической точки зрения существуют две площадки Комитета (Кондратьевский пр. и Каменноостровский пр.), а также площадка ОАО «Ладога Телеком», на которой размещен экологический портал infoeco.ru. При этом, благодаря использованию современных технологий, территориальная распределенность незаметна для пользователей системы.


    Рис. 6.
    Техническая схема ОБДП.

     

    Кроме стационарных рабочих мест организовано 8 мобильных рабочих мест на базе ноутбуков, оснащенных модемами SkyLink. Используя эти мобильные рабочие места, выезжающий на проверку инспектор может работать с ОБДП прямо на месте проверки.

    С программной точки зрения ОБДП представлена набором Windows и веб- приложений, работающих с базами данных под управлением SQL Server 2000. Всего в базах данных более 370 таблиц, а в приложениях более 400 диалоговых окон. Архив документов, созданных сотрудниками Комитета, занимает 7ГБ дискового пространства и постоянно увеличивается.

    Вопросу информационной безопасности уделено значительное внимание. Доступ сотрудников к системе разграничивается администратором. Используется схема “права группы” (отдела) + “права пользователя”, позволяющая не только гибко разграничить уровень доступа к информации, но также и скрыть ненужные для работы пользователя пункты меню и функции. Все ответственные операции в системе протоколируются с указанием учетной записи сотрудника, наименования рабочего места (компьютера), даты и времени выполнения. Проводится регулярный мониторинг входов в систему.

    Для всех баз данных системы проводится ежедневное резервное копирование и регулярная запись на DVD-диски с последующим размещением в территориально удаленном хранилище.

    Заключение

    Любой программный продукт должен быть удобным и эффективным для того, чтобы быть успешным. ОБДП постоянно развивается, дополняется и совершенствуется. В системе оперативно отражаются изменения законодательства и появляются новые программные модули. Эффективно работает служба вопрос/ответ, обеспечивающая оперативную связь пользователей с разработчиками. Все вопросы и замечания пользователей систематизируются, на основе их анализа в систему вносятся изменения. Ни один вопрос не остается без ответа. Одним из показателей успешности продукта является его надежность и востребованность. Диаграммы на рисунках 7 и 8 наглядно иллюстрируют рост объема данных, вводимых пользователями в ОБДП. Стабильность таких показателей и является основным индикатором устойчивой работы системы.


    Рис. 7.
    Рост числа предприятий-природопользователей в ОБДП.


    Рис. 8.
    Рост количества документов, сформированных с помощью ОБДП.




    Версия для печати