Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 3 (42) | 2007 Использование ГИС в транспортной сфере в Грузии

    Ираклий Сохадзе, Константин Амиреджиби, Консультационный центр по геоинформационным системам и дистанционному зондированию «ГеоГрафик», Грузия, Тбилиси, E-mail: GIS.RS@geographic.ge, Web: http://www.geographic.ge

    С некоторых пор в связи с экономическими и политическими ситуациями обстановка в сфере транспорта в Грузии заметно изменилась в худшую сторону. Значительная часть всех транспортных средств скопилась в Тбилиси, что вызвало перегруженность городской дорожной сети. Основной проблемой для муниципального транспорта было беспорядочное, из-за отсутствия службы диспечеризации, движение микроавтобусов маршрутных такси. По состоянию на 2005-2006 годы в Тбилиси официально зарегистрированно 250 тысяч легковых автомобилей, несколько тысяч грузовых, порядка 300 автобусов, троллейбусов и трамваев и около 8000 микроавтобусов, из которых 3500 – вышеуказанные маршрутные такси. Проанализировав эти цифры, мэрия, в лице городского департамента гражданского транспорта, решила оптимизировать транспортную сеть маршрутных такси. С этой проблемой они обратились в компанию «ГеоГрафик».

    Уже имея детальную базу геоданных на город Тбилиси и программное обеспечение ArcGIS, сотрудники «ГеоГрафик» с успехом справились с поставленной задачей. В частности, на электронную карту были нанесены 223 маршрута маршрутных такси, 85 автобусных маршрутов, троллейбусные и трамвайные линии (рис. 1). К ним были привязаны данные о количестве машин на каждом маршруте, интервале движения и пассажирообороте. Эти данные помогли оценить пространственное распределение маршрутов и рассчитать интенсивность движения. Выяснилось, что основная часть маршрутов проходит через центральную часть города. Например, на проспекте Шота Руставели (рис. 2) интенсивность потока в одном направлении достигала 9 единиц (100 человек) в минуту. Были также выявлены так называемые параллельные маршруты, которые отличались друг от друга лишь конечными остановками, продольные маршруту, связывающие периферии города, и маршруты, которые дублировали линию метрополитена. Проанализировав всю ситуацию программным методом с применением средств модуля ArcGIS Network Analyst, было предложено несколько вариантов оптимизации количества маршрутов и обслуживающих их машин с учётом необходимого пассажирооборота. В итоге в Тбилиси на треть уменьшилось количество “маршруток” и маршрутов, для некоторых улиц изменены схемы дорожного движения. Подобную методику «ГеоГрафик» внедрил и в г. Батуми.


    Рис. 1.
    Фрагмент карты дорожно-транспортной сети города.


    Рис. 2.
    Интенсивность движения маршрутных такси.

     

    Помимо проблем в сфере пассажирского транспорта в Тбилиси, и не только в нем, существует и другая забота – это трафик дорожного движения. Наша цель заключалась в изучении транспортной загруженности всех магистральных и центральных улиц города. Для этого в более чем 200 точках с часовым промежутком времени были заполнены специальные анкеты с указанием типа дорожных средств и качества дорожного покрытия по данным на лето 2006 года. В базу данных введены все дорожные знаки, светофоры, уличные фонари и схемы движения, данные по ДТП в городе Тбилиси за 2006 год со всеми параметрами, такими как место, время, количество жертв, тип и причина проишествия (рис. 3). С полигональных слоёв дорожной сети извлечены центральные линии улиц. Имея рельеф города (с сечением 50 см), созданный по данным свежей аэрофотосъёмки при помощи модуля Spatial Analyst, все эти линии преобразованы в 3D полилинии для исследования процента наклона улиц, что крайне важно для проведения расчетов. К ним привязали все накопленные данные по транспортной сфере и провели статистический анализ. В результате были выявлены самые загруженные участки дорожной сети города (рис. 4), наиболее опасные места и главные причины ДТП (рис. 5).


    Рис. 3.
    Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.


    Рис. 4.
    Аанализ загруженности дорожно-транспортной сети.


    Рис. 5.
    Карта дорожно-транспортных происшествий.

     

    В результате проведенных нами работ создана единая база геоданных дорожной сети, определены места установки видеокамер для слежения за движением автотранспорта в наиболее опасных местах, что значительно облегчает работу дорожной полиции. Создано и при помощи модуля Maplex оформлено множество тематических карт. Надеемся, что все эти данные будут применены вместе с программным обеспечением ArcGIS Server в соответствующих службах.




    Версия для печати