Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 4 (35) | 2005 ГИС в торговле и сфере услуг

    Владимир Андрианов, ДАТА+

    Торговля и сфера услуг – одна из традиционных и наиболее значимых областей применения геоинформационных технологий, следующая за природно-ресурсным комплексом и государственным сектором (кадастры и естественные монополии). Применение ГИС-технологии компании ESRI позволяет бизнесу выйти за привычные рамки стандартных методов работы преимущественно с табличными данными и внедрить интегрированный подход, основанный на географическом местоположении, в процесс просмотра и анализа данных.

    Крупных направлений применения ГИС в этой области, по сути, три: транспортная логистика, размещение объектов торговли и услуг, а также услуги, связанные с местоположением клиента (LBS). Последнее направление обычно относят и к сфере телекоммуникаций, поскольку эта задача тесно связана с технологией сотовой связи. Однако после того как получены координаты клиента, в дело вступает чисто "ГИСовская" компонента, будь то поиск близлежащих объектов заданного типа (например, автозаправок, ресторанов или кинотеатров) или маршрутизация к ним службы спасения.

    Транспортная логистика включает две крупные задачи – планирование перевозок и оперативное управление парком транспортных средств. Для планирования перевозок мы предлагаем как стандартное решение от ESRI – ArcLogistics, так и собственную разработку – модуль Логистик, работающий на отечественных данных и оптимизированный под запросы наших клиентов.

    Для оперативного управления важно получение и обработка информации о текущем местоположении транспортных средств. Эта задача решается модулем ArcGIS Tracking Analyst. Передача информации о местоположении транспортных средств и грузов может осуществляться с помощью GPS-приемника, соединенного с сотовым телефоном.

    Очень большое значение для успеха любого предприятия, связанного с массовым обслуживанием (торговля, развлечения, услуги) имеет удачное расположение объекта. Очевидно, что магазин у выхода из метро будет более посещаем, нежели "точка" в глухих дворах. Факторов, влияющих на успешность и прибыльность таких объектов, очень много. Анализ их влияния – тоже задача не из простых. Поскольку цена удачности размещения нового объекта напрямую влияет на его прибыльность, необходимо проиграть как можно больше различных вариантов размещения, а если их исходно мало, то попытаться проанализировать всевозможные факторы его эффективности. "Вручную" это сделать очень проблематично, поэтому во всем мире для этой задачи используются компьютерные модели, создаваемые в среде ГИС.

    Размещение объектов - это всегда многофакторный анализ территории, обеспечивающий поиск оптимальных положений для новых объектов, будь то магазин, кинотеатр, предприятие общественного питания, жилой дом или склад. Здесь практически всегда учитываются режим землепользования (допустимость размещения объектов определенного типа), ценовые характеристики территории (стоимость земли, инженерного обеспечения), транспортная инфраструктура, демография (потенциальный спрос). Семейство ArcGIS включает разнообразные модели пространственного анализа, как на сплошных поверхностях (модуль ArcGIS Spatial Analyst), так и на сетевых структурах (модуль ArcGIS Network Analyst).

    В статьях этого номера вы можете найти детальную информацию по применению названных и других ГИС-продуктов в данной сфере.

    Еще одной интересной областью приложения ГИС может быть реклама и целевой маркетинг. Их эффективность также зависит от пространственных факторов. Совершенно очевидно, что реклама автомобилей класса "люкс" гораздо менее эффективна в районах, где преобладает население с низкими доходами, нежели в местах элитной застройки. Также понятно, что реклама строительных материалов и мебели более эффективна в новостройках, нежели в районах, где первичный рынок жилья мал. То есть, эффективность рекламных кампаний напрямую зависит от степени соответствия предложения потребностям и возможностям целевой аудитории. Чтобы попасть "в яблочко", надо знать, где оно находится. Ответ же на этот вопрос дает пространственный анализ.

    В условиях неразвитости рынка решение оптимизационных задач не дает столь же ощутимой экономической отдачи, как простое расширение области влияния. Понятно, что при отсутствии конкурентов или значительном неудовлетворенном спросе практически любое предложение может быть привлекательным и выгодным. Однако на развитом рынке конкуренция достаточно сильна, а спрос и предложение находятся вблизи баланса. В этих условиях выигрывает тот, кто принимает наиболее экономически эффективные решения. Эффективность торговли и услуг в значительной степени зависит от пространственно-распределенных факторов, и поэтому только пространственный анализ позволяет находить наиболее оптимальные решения. Как говорят психологи, человек просто не в состоянии удерживать и анализировать более трех факторов одновременно, поэтому даже опытные специалисты часто не могут столь же беспристрастно и быстро находить оптимальные решения, как это делает грамотно спроектированная система с мощными средствами пространственного анализа. Во всех выполненных нашей компанией (или при нашей поддержке) проектах удавалось либо сократить количество транспортных средств, либо найти более выгодное положение для новой точки обслуживания, либо повысить скорость реагирования на запросы клиентов. То есть, уже на первом этапе достигалась оптимизация деятельности заказчика. Даже если мгновенная экономия не окупает затраты на такой проект, повышение эффективности деятельности со временем все равно обеспечивает положительный экономический эффект от использования геоинформационных технологий.




    Версия для печати