Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 4 (35) | 2005 Применение ГИС-технологий в аптечных сетях

    Аникин О.А.

    Аникин О.А., Афанасьев В.А., компания 36.6

    Вилков А.Ю., ДАТА+, E-mail: avilkov@dataplus.ru

    Одной из наиболее распространенных сфер применения геоинформационных технологий в городах и мегаполисах является сфера обслуживания. Своевременное обеспечение населения товарами является первостепенной задачей и залогом успешной работы любого предприятия торговли. Товарами первой необходимости, помимо продуктов питания и одежды, всегда считались медикаменты. Поэтому аптеки являются одними из наиболее важных предприятий торговли города.

    Помимо общеизвестных задач по созданию электронных карт размещения аптек и учреждений здравоохранения города, ГИС все шире используются как инструмент аналитики для своевременного определения нужд потребителей. Одновременное отображение нескольких характеристик территории позволяет проводить многофакторный анализ с целью определения экономически выгодных факторов для размещения новых предприятий торговли и обслуживания, выявления зон влияния, доступности и пр.


    Рис. 1.
    Аптеки сети 36.6 в г. Москве.


    Рис. 2.
    «Активные» и «Все» пользователи системы КПП.

    Для решения задачи обеспечения населения медикаментами необходимо проводить многоуровневые исследования территории, учитывая многие факторы: численность населения, количество аптек на душу населения, расположение аптек, доходы и половозрастной состав населения, другие аспекты.

    Наибольшее распространение в таком мегаполисе как Москва получили сетевые торговые предприятия, и аптеки не стали исключением. В городе на сегодняшний день функционирует около 10 крупных сетей аптек.

    Одна из них - Аптечная сеть «36.6» Данная сеть аптек отличается от российского стереотипа наличием в ассортименте широкого спектра сопутствующих товаров: элитной косметики, оптики, оборудования и препаратов по снижению веса и пр., а также открытой формой торговли, которая более характерна для супермаркетов. Аптеки этой сети больше напоминают минимаркеты.

    В четвертом квартале 2004 г. представители аналитического отдела аптечной сети «36.6» обратились в компанию «ДАТА+» с целью приобретения и последующего внедрения ГИС-технологий в свои бизнес-процессы. В «36.6», как и во многих других компаниях данной сферы бизнеса, в основном работают с табличными материалами, используя их повседневно для решения различных задач, в том числе и аналитических. Переход от полностью табличного анализа к карте проходит не всегда быстро и безболезненно. Но, как выяснилось в ходе сотрудничества, в компании и ранее пользовались картами: сначала бумажными настенными, а затем и электронными. Данный фактор во многом обеспечил быстрые темпы внедрения программного продукта ArcView 9 в рабочий процесс аптечной сети.


    Рис. 3.
    Доходы населения по управам.


    Рис. 4.
    Фрагмент карты обеспеченности управ города аптеками.

    Первоначально возможности ГИС применялись для создания серии электронных карт аптечной сети 36.6 в г. Москве. Эти карты использовались для визуальной оценки ситуации с размещением аптек в городе, анализа конкурентной среды и в других задачах. По данным на конец марта 2005г. в городе расположено 99 аптек сети 36.6 (рис. 1).

    Следующей областью применения ГИС в данной компании явился анализ данных системы «Карта Постоянного Покупателя» (КПП), функционирующей с 2001г. Клиенту данная карта предоставляет систему скидок и бонусов. А компания, в свою очередь, имеет доступ к персональной информации о покупателях, которую они вносят при заполнении формы на получение КПП: год рождения, адрес проживания, домашний телефон, почтовый индекс и т.п. По данным компании на первый квартал 2005г. в Москве насчитывается около 250 тысяч владельцев КПП. Для оперативного нанесения на карту столь объемных данных использована функция геокодирования.

    Данные КПП позволяют компании не только сформировать портрет своего покупателя, но и оценить покупательскую активность своих клиентов. Например, активными покупателями считаются лица, совершившие не менее определенного числа покупок в аптеках сети за определенный период. Данные по активным покупателям также наносятся на карту. Например, на рис. 2 приведена карта Москвы, где столбчатыми диаграммами показано количественное соотношение «активных» пользователей системы КПП ко «всем» на уровне управы.


    Рис. 5.
    Фрагмент карты с центрами притяжения потребителей и аптеками 36.6.

    Мониторингом территориального распределения своих покупателей компания не ограничилась. С целью изучения привлекательности различных районов города для размещения новых аптек компании «36.6» была создана серия аналитических карт, которая включает в себя:

    • ·        карту доли населения со средним и высоким уровнем дохода по управам
    • ·        карту обеспеченности аптеками управ относительно общей численности населения
    • ·        карту размещения центров притяжения покупателей на уровне управ: сетевые торговые центры
    • ·        карту распределения аптек конкурентов.

    Карта доходов населения по управам (рис. 3) была создана с целью оценки покупательной способности на территории города. Как видно из карты, явно выделяются центр города, а также западное и юго-западное направления. Карта доли населения со средним и высоким уровнем дохода составлялась на основе данных о количестве владельцев иномарок на душу населения в управе, которые косвенно могут служить индикаторами доходов населения.

    Карта обеспеченности территории аптеками на душу населения построена на основе данных компании «Фармэксперт». В качестве относительного показателя используется количество жителей, приходящееся на одну аптеку управы в год. Например, на фрагменте карты «Обеспеченность управ аптеками» (рис. 4) явно выделяется управа «Крылатское», где на одну аптеку приходится около 12,7 тыс. жителей, что явно свидетельствует о нехватке аптек в данной управе. После проведения многофакторного анализа с учетом упомянутых выше карт принимаются решения о выборе территорий в черте города, наиболее перспективных для дальнейшего развития бизнеса.

    Одним из важных показателей привлекательности того или иного здания для размещения в нем новой аптеки является близость к нему центров притяжения потребителей: другой розничной сети, крупного торгового центра, сетевых предприятий общественного питания и т.п. На рис. 5 показан фрагмент карты, на которой значками отображены сетевые торговые магазины, предприятия общественного питания и аптеки 36.6.

    Помимо функций геокодирования и построения буферных зон, наиболее часто используемым инструментом ГИС в работе компании является Статистика. Построение графиков и диаграмм позволяет оперативно и наглядно оценивать территорию одновременно по нескольким показателям. Экономическая эффективность той или иной аптеки отражается на картах с использованием статистических инструментов. Например, карта «Отношение активных пользователей КПП ко всем» (рис. 2) отражает потребности постоянных клиентов, их удовлетворенность предлагаемыми товарами и услугами.

    Кроме того, в процессе создания находятся карты трассировки покупок клиентов. Зная домашний адрес клиента и расположение аптек сети в непосредственной близости от его дома, можно построить карты, показывающие, в каких аптеках клиент совершает покупки чаще – вблизи дома, работы и пр.

    Инструменты статистики позволяют оценивать конкурентную обстановку на разных уровнях: город, округ, управа. Статистика дает возможность сопоставлять количество аптек, прибыль, ассортимент, портрет покупателя и другие показатели. Такие исследования позволяют более точно подбирать места для открытия аптек в городе.

    Не так давно в компании «36.6» в действие была введена новая услуга – домашняя доставка медикаментов. На сегодняшний день для решения логистических задач, связанных с данной услугой, компания не применяет ГИС, так как услуга только вводится в эксплуатацию. Но опыт специалистов компании «ДАТА+» показывает, что после достижения критической массы клиентов, пользующихся услугой доставки на дом, применение ГИС является крайне необходимым.




    Версия для печати