Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 1 (28) | 2004 Использование модуля Spatial Analyst в исследовании урбанизированности территорий

    Ульянкина Любовь Константиновна, ГУП институт «ТеррНИИгражданпроект», г. Самара E-mail: Ulyankina_lk@pisem.net


    При исследовании особенностей развития территорий одной из важных задач является выявление тех из них, которые имеют высокий уровень урбанизированности и наиболее благоприятны для развития системы расселения и, соответственно, населенных пунктов.

    Устойчивость и перспективы развития населенных пунктов определяются уровнем обеспеченности их объектами социальной, инженерной, промышленной и транспортной инфраструктур, хорошим уровнем связности с другими населенными пунктами автомобильными дорогами с твердым покрытием.

    Процессы взаимодействия населенных пунктов между собой носят пространственный характер и, следовательно, наиболее удобным инструментом в их исследовании является ГИС, в том числе широкий набор функций пространственного моделирования и анализа дополнительного модуля Spatial Analyst.

    К главным критериям, показывающим как должны распределяться ресурсы, относится пространственная концентрация плотности населения на территории. В качестве контрольных точек могут использоваться центроиды границ населенных пунктов с присвоенными им атрибутивными значениями числа жителей (рис. 1). Полученная дазиметрическая карта распределения плотности населения на территории дает более детальную картину, чем традиционные (по методу хороплет) карты с данными переписи населения.


    Рис. 1. Карта распределения плотности населения.

    Оценка доступности территорий для населения может быть проведена при наличии привязанной к местности сети автомобильных и железных дорог. Транспортные артерии оказывают мощное физическое влияние на экосистему, которое также можно исследовать средствами данного модуля. При работе с линейными объектами поверхность плотности их распределения на территории основывается на длине объекта, приходящейся на единицу площади. Таким образом, плотность автодорог может быть получена соотнесением общей длины автомобильных дорог, ранжированных по качеству покрытия, на километр квадратный. Такая карта наглядно показывает локальные вариации и ареалы плотности автодорог (рис. 2).


    Рис. 2. Плотность автодорог, ранжированных по качеству покрытия.

    Функции математического анализа, реализуемые посредством калькулятора растров Spatial Analyst, позволяют производить расчеты значений ячеек по одной или нескольким грид-темам. С помощью этих функций можно, например, определять наиболее подходящие местоположения для различных объектов по сумме учитываемых факторов.

    Применение математических операций к грид-темам, представляющим поверхность плотности распределения населения и сеть автодорог, позволяет легко идентифицировать площади, наиболее доступные для населения и, следовательно, более предпочтительные для использования. Выходная карта будет показывать расчетную интенсивность взаимодействия между населенными пунктами, основанную на доступности и месте жительства людей. В приведенном примере, относительно рассеченные, локальные эффекты отчетливо проявляются для радиуса поиска порядка 3 км (рис. 3).


    Рис. 3. Интенсивность взаимодействия между населенными пунктами.

    При сопоставлении карты интенсивности взаимодействия с картой плотности распределения населенных пунктов выявляются межселенные территории с высоким уровнем урбанизированности (рис. 4).


    Рис. 4. Выявление территорий с высоким уровнем урбанизированности.

    Еще одним важным критерием при определении территорий, благоприятных для проживания, является обеспеченность населения инженерной и социальной инфраструктурами. Населенные пункты можно ранжировать по уровню обеспеченности объектами инженерной и социальной инфраструктуры, и на основе данных ранжирования построить, например, карты качества бытового сервиса и близости к объектам сферы услуг.

    Результирующая карта общей урбанизированности территории получается при объединении карты урбанизированности межселенных территорий и грид-темы совокупного показателя обеспеченности населенных пунктов объектами социальной, инженерной и промышленной инфраструктур. Результаты такого исследования позволяют выявлять населенные пункты и территории, наиболее перспективные для развития и заселения (рис. 5).


    Рис. 5. Карта урбанизированности территорий.

    Инструменты пространственного анализа модуля Spatial Analyst позволяют также получить технико-экономические показатели развития территорий, их площадные, линейные и плотностные характеристики. Данный подход позволяет проводить ревизию распределения ресурсов на территории, осуществлять их оптимизационное пространственное моделирование и выявлять территории, наиболее подходящие в плане дальнейшего развития.




    Версия для печати