Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 1 (24) | 2003 ГИС для развития Таганрогского морского транспортного узла

    Михаил Карсян, Александр Рудов
    Бюро Кадастра Таганрога, karsyan@bkt.ttn.ru

    Несколько последних лет НПК "Бюро Кадастра Таганрога" сотрудничает с морской администрацией (МАП) Таганрогского морского порта. В рамках этого сотрудничества выполнено несколько ГИС проектов по инвентаризации недвижимого имущества на территории порта. Разработан и введен в эксплуатацию гидрографический программно-аппаратный комплекс на базе ArcView 3.2 с дополнительными модулями Spatial Analyst и 3D Analyst. В нем была создана цифровая модель дна Таганрогского залива, обеспечившая возможность оперативного мониторинга состояния подходного канала к порту Таганрог. Накопленный массив пространственных и атрибутивных данных позволяет решать в ГИС широкий спектр технических, экономических и управленческих задач, возникающих в повседневной работе крупного торгового порта.


    Фрагмент презентации. Часть акватории Азовского моря и
    Таганрогского залива с маршрутом подхода судов к порту.

    По мере накопления цифровых данных по самой портовой территории, территории города Таганрога и прилегающих административных районов возникла основа для "перерастания количества в качество" - перехода от задач текущего планирования и управления к более крупным стратегическим задачам. Такой переход на качественно иной уровень принятия и "оформления" крупного проекта был реализован в новом совместном проекте МАП Таганрогского морского порта и НПК "БКТ".

    Существует программа Правительства РФ по развитию транспортной системы России и, в частности, инфраструктуры южных морских портов. Сообразуясь с федеральной программой, разделы по развитию транспортной сети включены и в успешно реализуемую концепцию экономического развития Ростовской области. Одна из генеральных целей заключается в переключении экспортно-импортных грузопотоков с украинских портов на морские и речные порты Юга России. Важный элемент этой программы - рост объема обрабатываемых грузов в самом крупном морском порту на Азовском море - порту г. Таганрога.


    Припортовая железная дорога затрудняет движение
    автотранспорта по территории города.


    Интерактивная трехмерная модель проектируемого
    порта в устье Миусского лимана.

    В последние годы грузооборот порта устойчиво растет. Из-за недостатка резервов мощности порту все труднее справляться с возросшими нагрузками, остро встает задача его расширения. Однако развитие существующего порта сдерживается рядом существенных факторов:

    • По причинам экономического и природно-экологического характера трудно поддерживать большую глубину морского подходного канала, вследствие чего корабли с большой грузоподъемностью и осадкой не могут зайти в порт.

    • Ограниченная пропускная способность портовой железнодорожной станции.

    • Невозможность осуществлять расширение порта, поскольку его территория “зажата” городской застройкой и рекреационными зонами.

    По заказу МАП было разработано технико-экономическое обоснование выноса порта за пределы городской черты. Это позволит обеспечить прием морских судов неограниченного района плавания и предоставит практически неограниченные акваториальные и территориальные возможности для размещения как портовых, так и припортовых объектов, в том числе и перерабатывающих производств.

    Для работы с потенциальными отечественными и зарубежными инвесторами требовалось создать наглядную компьютерную презентацию, где были бы отражены основные положения и выводы технико-экономического обоснования.


    Фрагмент космического снимка IKONOS - территория порта.

    НПК БКТ взялось за разработку компьютерной модели, которая должна доступно, наглядно и эффективно показать преимущества и недостатки двух вариантов развития таганрогского морского транспортного узла: развития и реконструкции существующих портовых сооружений и строительства нового грузового района в 30 км западнее г. Таганрога.

    Одно из основных технических требований заказчика - независимость презентации от программной ГИС платформы, чтобы презентация могла идти автоматически или под управлением докладчика, не имеющего опыта работы с ГИС-программами. Модель также должна обеспечивать интерактивный интерфейс с пользователем, поддержку основных операций по работе с трехмерной сценой и получение оперативной справки об объектах. Презентация включает в себя следующие разделы:

    - Цифровая карта Европы, бассейнов Средиземного, Черного и Азовского морей, с указанием экономико-географического положения порта г. Таганрога на трансконтинентальном транспортном маршруте Южная Европа - Азия.

    - Бассейны Черного и Азовского морей, с указанием места порта г. Таганрога среди южнороссийских морских портов.

    - Часть акватории Азовского моря и Таганрогского залива с маршрутом подхода судов к порту .

    - Территория г. Таганрога с иллюстрацией проблем транспортировки грузов через плотную застройку по железной и автомобильной дорогам.

    - Территория порта со всеми сооружениями и прилегающей инфраструктурой - припортовой железнодорожной станцией.

    - Акватория порта с морским подходным каналом.

    - Территория и акватория проектируемого второго грузового района Таганрогского морского транспортного узла в 30 км западнее действующего порта.

    - Земельные участки и прилегающие территории, где планируется строительство автомобильной и железной дорог от нового порта к автомагистрали Ростов-Одесса и основным магистралям Северо-Кавказской железной дороги в обход городской застройки.

    - Участок береговой линии от действующего порта к проектируемому грузовому району порта - для анимационного "облета территории".

    Разработка интерактивной модели состояла из трех основных этапов: Предварительная подготовка данных; Разработка трехмерной модели на основе подготовленных данных; Разработка программного приложения, позволяющего манипулировать трехмерной моделью.

    В качестве основных исходных данных мы использовали цифровую модель местности в формате GRID и космические снимки IKONOS для построения модели существующего порта и KFA1000 - для проектируемого. Были также использованы векторные данные земельного кадастра и результаты инвентаризации порта Таганрог для демонстрации проблем расширения территории существующего порта. Для предварительного построения модели, совмещения космических снимков и трехмерных моделей территории использовалось приложении ArcScene.


    Моделирование движения судна в подходном канале.


    Интерактивная трехмерная модель существующей территории порта.

    Такая модель может рассматриваться как законченный проект. Однако для презентационных целей ее необходимо было существенно "упростить" (создать новую программу) в соответствии с требованиями заказчика, поскольку исходная модель была неразрывно связана с программой ArcScene, что противоречило требованиям заказчика, и не было возможности дополнить сцену внешними, в том числе подвижными объектами (подъемные краны, корабли).

    После довольно трудоемкой "редакторской" работы такое упрощение было нами достигнуто. В итоге, разработанная программа позволяет выполнять основные манипуляции со сценой: вращение, панорамирование, приближение/удаление. Также на уровне программы к модели были добавлены дополнительные объекты (подъемные краны, плавающие корабли, портовые сооружения) и элементы интерактивности, позволяющие пользователю получать информацию об объектах.

    Эта работа с МАП г. Таганрога представляет, на наш взгляд, интерес с точки зрения комплексного применения накопленных в течение многих лет цифровых данных, опыта реализации различных ГИС-проектов, компьютерного моделирования, анимации и пр. для создания новых полноценных коммерческих продуктов. В данном случае - это компьютерная презентация, используемая для стратегического планирования и привлечения инвестиций в развитие крупного морского транспортного узла.




    Версия для печати