Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 2 (21) | 2002 Применение ГИС-технологий для оптимизации сети сельских школ

    Скопин А.Ю., эксперт DATA+

    В рамках проекта Всемирного банка по реструктуризации российской системы образования выполнена научно-исследовательская работа по применению ГИС-технологий для оптимизации сети сельских школ. Для отработки методики выбран Некоузский район Ярославской области. Статистические материалы предоставлены областным департаментом образования. Они включают данные о численности учеников и учителей, удельным затратам на одного учащегося, типу школ (начальная, основная, средняя), годе постройки, проектной мощности. Целью является реорганизация существующей сети сельских школ таким образом, чтобы повысить качество образования, его доступность для сельских детей и экономическую эффективность по сравнению с существующей сетью. Решение достигается путем выявления проблемных школ, их закрытия, изменения их профиля или комплексирования с другими социо-культурными учреждениями, а также путем решения проблемы транспортировки детей в эффективные школы.
    Для Некоузского района предложена методика оптимизации сети сельских школ, включающая следующие шаги.

    1. Создание электронной карты, включающей слои: населенные пункты, автомобильные и железные дороги, сельские школы, границы района.
    2. Создание электронной базы данных для проведения оптимизационных расчетов по материалам, представленным соответствующими службами департаментов образования (в данном случае - департаментом образования Ярославской области). Базы данных должны включать информацию о состоянии сельских школ (износ, мощность - расчетная наполняемость), фактическая наполняемость, численность учителей и учащихся, удельные затраты на одного учащегося, количество класс-комплектов, обслуживаемые населенные пункты с указанием расстояния до них в километрах, транспортная доступность (железная дорога и автодороги), тип школы (начальная, основная, средняя).
    3. Преобразование абсолютных показателей базы данных в относительные показатели специальной электронной таблицы, позволяющие группировать сельские школы в различные оптимизационные кластеры.
    4. Создание картографических отображений, дающих наглядную характеристику всех школ района как по отдельным показателям, так и по сумме показателей.
    5. Выбор базовых (опорных) школ и неперспективных школ (кандидаты на закрытие) и проведение оптимизационных транспортных расчетов по перевозке учащихся.
    6. Формулирование рекомендаций по оптимизации сети сельских школ, включая рекомендации по ежедневной, еженедельной транспортировке, либо по развитию дистанционного и домашнего образования.

    Для построения демонстрационной модели была использована электронная карта Некоузского района и прилегающих районов Ярославской и Тверской областей масштаба 1:200 000 с существующими слоями авто- и железных дорог, границ районов и сети населенных пунктов. На данную электронную основу нанесен слой сельских школ.
    Создана специальная электронная таблица, включающая абсолютную и относительную характеристику каждой сельской школы по типу, расчетной наполняемости, фактической наполняемости, износу (году постройки), удельным затратам на одного учащегося, транспортному положению, комплексной оценке.


    рис. 1

    Все существующие сельские школы разделены на три группы - опорные (4), стабильные (7) и проблемные (9). Деление на группы проводилось путем суммирования относительных оценок по шести показателям - типу школы (три группы - начальная, основная и средняя школы), расчетной наполняемости (три группы), фактической наполняемости (три группы), износу (три группы - школы, построенные до 1960 года, в 1961-1980 гг. и после 1980 г.), удельным затратам на одного учащегося (три группы - до 2 000 руб., от 2000 до 4000, более 4000 руб.) и транспортному положению (три группы - авто + железная дороги, перекресток автодорог, автодороги без асфальта).


    рис. 2

    По результатам оценок построены картосхемы, показанные на рис. 1-3. На первой показан тип школы (красный цвет - средняя школа, зеленый - основная и синий - начальная) и расчетная мощность (крупный пунсон - свыше 350, средний - от 101 до 350 и маленький - менее 100 учащихся).
    На второй схеме отображена суммарная оценка школ по всей совокупности рассмотренных факторов. Максимальную сумму баллов получили школы в населенных пунктах Октябрь, Воскресенское, Новый Некоуз и Волга, расположенные на юге района вдоль железной дороги. Среднюю сумму получили школы в населенных пунктах Борок, Лацкое, Некоуз, Станилово, Парфеньево, Рожалово, Макеиха. К группе проблемных отнесены школы в населенных пунктах Ковезино, Новинское, Шамары, Боброво, Правдино, Спас-Ильдь, Марьино, Воскресенское (северное) и Веретея.


    рис. 3

    На третьей схеме отображены предлагаемые решения. Школы в Марьино, Веретее и Шамарах предлагается оставить только как начальные. Детей основной и средней школы предлагается перевозить из Марьино и Веретеи в Борок, из Шамар в Воскресенкское (южное).
    Ошибки в предоставленной базе данных и необходимость использования неформализуемых данных (мнение местных жителей, уровень подростковой преступности, отношение к детям из других населенных пунктов в базовой школе, качество учительского коллектива, качество управления в школе и др.) предполагают дальнейшую работу с областным и районным управлениями образованием для принятия окончательных решений.
    Использование ГИС-технологий позволяет получить наглядную объективную картину состояния школ и быстрый расчет транспортных вариантов решения задач. Выполнение такой работы старыми методами (карандаш, линейка и пр.) снижает производительность труда в десятки раз и зависит от согласования личных интересов членов группы, участвующих в выборе вариантов (живут родственники, знакомые, место рождения, отношения с директором школы и прочие факторы).




    Версия для печати