Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 2 (21) | 2002 «Геоинформационные системы в геологии» Первая всероссийская студенческая олимпиада

    Сёмина Т.А., Житков В.Г., Сазонтова Н.А., Томский государственный университет,
    nata@ ggf.tsu.ru

    В соответствии с приказом Министерства образования РФ «Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады в 2001 году» в Томском государственном университете с 20 по 24 ноября 2001 года проводилась Всероссийская студенческая олимпиада по дисциплине «Геоинформационные системы в геологии». Олимпиада почти совпала со Всемирным днем ГИС, и ее проведение было приурочено к этому всемирному событию.
    Для участия в олимпиаде были приглашены студенты, обучающиеся по направлениям 511000 Геология и 650100 Прикладная геология, специальностям 011100 Геология, 011300 Геохимия, 080100 Геологическая съемка, поиски и разведка МПИ, 080500 Геология нефти и газа, 080600 Прикладная геохимия, петрология, минералогия.
    Поскольку дисциплина «Геоинформационные системы в геологии» введена в перечень обязательных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в объеме 75 часов, все студенты, обучающиеся по данным направлениям и специализациям, должны изучать этот предмет.
    На призыв об участии в олимпиаде откликнулись 8 университетов и академий. География участников была поистине ГИСовская: Владивосток, Казань, Калининград, Москва, Новочеркасск, Пермь, Саратов, Томск (рис. 1).


    Рис. 1.
    География участников олимпиады.

    Перед организаторами была поставлена непростая задача - уровень предлагаемых теоретических вопросов и практических задач должен соответствовать, во-первых, рангу олимпиады и, во-вторых, знанию участников. Ведь точных методических планов по преподаванию предмета «ГИС в геологии» пока не существует.
    Среди программного обеспечения, которым владеют участники олимпиады, были названы такие пакеты как ArcView (6 ВУЗов), ArcInfo (1 ВУЗ), MapInfo (3 ВУЗа), ГИС ПАРК (1 ВУЗ). Практические задания были подготовлены для решения в пакетах ArcView (ArcInfo) и MapInfo.


    Рис. 2.
    Открытие олимпиады. Участники, гости, жюри.

    Всего в олимпиаде приняли участие 18 человек (рис. 2). Хочется назвать поименно всех участников первой студенческой олимпиады по дисциплине «Геоинформационные системы в геологии»: Сендецкий Игорь, Щеглов Евгений (Южно-Российский государственный технический университет), Судаков Владислав, Прохоров Вадим (Казанский государственный университет), Федосеева Анастасия, Ткаченко Роман (Дальневосточный государственный технический университет), Савенкова Елена, Вислова Маргарита (Саратовский государственный университет), Тихомиров Павел, Краснова Ксения (Московская государственная геологоразведочная академия), Гончарова Наталья (Калининградский государственный университет), Кузин Евгений, Чащухин Павел (Пермский государственный университет), Палкин Алексей, Прокопьев Василий, Дмитриев Глеб, Данилов Игорь, Пшеничников Иван (Томский государственный университет).
    Олимпиада проходила в два тура. В теоретическом туре было предложено 40 вопросов, охватывающих все разделы, предусмотренные образовательным стандартом по данной дисциплине. Вопросы были подразделены на блоки по сложности и касались общих понятий геоинформатики, специфики создания цифровых моделей карт геологического содержания при работах по ГДП-200, работ с базами данных, данными ДЗЗ и спутниковой навигации. Одной из задач было выяснить уровень подготовки студентов по предмету и идеологическую ориентацию ВУЗов по вопросу применения ГИС. Олимпиада первая и потому и организаторам, и участникам ориентироваться было не на что. Все проверяли себя и друг друга.


    Рис. 3.
    Теоретический тур.

    Теоретический тур (рис. 3) показал, что есть понимание основных принципов работы геоинформационных систем, их иерархии, возможностей, аппаратурной базы, сфер применения. Наибольшие затруднения вызвали вопросы, связанные с топологией, топологическими программами, различием топологических и не топологических цифровых моделей, а также вопросы, касающиеся данных дистанционного зондирования. Что касается топологичности ЦМ, то практически все участники дали более или менее внятную формулировку топологии как таковой, но объяснить разницу двух основных типов ЦМ большинство не сумело. Соответственно, вопросы, касающиеся видов анализа, доступных лишь для данных, подготовленных в топологичных программах, способов обработки данных с применением этих программ также в большинстве остались без ответов.
    В первом туре наилучшие результаты в личном зачете показали Евгений Щеглов, Наталья Гончарова, Василий Прокопьев, Ксения Краснова, Павел Тихомиров.
    Практический тур включал в себя 11 заданий как технического (например, поиск полигонов - ошибок оцифровки полигонального слоя или определение максимально возможной точности оцифровки по растру), так и аналитического уровня (поиск наилучшего места для обогатительной фабрики, отве-
    чающего заданным условиям, или определение разлома, который является конседиментационным по отношению к определенной толще). Данный тур являлся командным (рис. 4).


    Рис. 4.
    Практический тур.

    При составлении заданий основной акцент делался на анализ данных, а не на технику создания векторных изображений. Сделано это было с таким умыслом, чтобы обратить внимание студентов на основное отличие ГИС от разного рода дизайнерских программ по созданию и обработке векторной графики, а также от программ, узко ориентированных на статистическую обработку цифровых данных. Кроме того, у авторов заданий было желание дать участникам возможность оценить эффективность применения ГИС в повышении производительности труда (например, при проектировании геологоразведочных работ, при оценке результатов работ, подсчете запасов полезных ископаемых и т.п.)

    Поскольку претенденты заявили для практического тура две основных программы - ArcView и MapInfo, то и задания были составлены таким образом, чтобы их можно было выполнить в любой из этих программ. Организаторы пошли на этот шаг по той же причине, о которой сказано выше - это первая Олимпиада. В дальнейшем мы планируем составлять задания с учетом требований к ГИС как таковым, и если какая либо из программ не справляется с тем или иным видом анализа данных - это должно быть учтено участниками и организаторами.

    Выполнение заданий практического тура оценивалось по 100- бальной шкале для каждой из задач. Полностью и эффективным способом решенная задача приносила команде 100%. Если задача не была решена полностью, но команда знала правильный метод решения, а трудность заключалась в отсутствии навыков работы с программой, это могло принести до 50%. Близкий к правильному результат, полученный неэффективным способом (например, измерение длины линий инструментом «линейка») оценивался также в пределах 50%. Следует отметить, что большинство заданий практического тура предполагало несколько способов решения. И наиболее сильные команды использовали разные пути получения правильных ответов.

    На этом этапе конкурса сильно выглядела команда МГГА (Павел Тихомиров, Ксения Краснова). Она заняла второе место, уступив только первой команде Томского госуниверситета. Но, учитывая то, что томичи находились в «домашней» обстановке, им должно было быть легче, чем другим участникам. Московская команда, по существу, споткнулась лишь на одной задаче, оказавшейся непосильной для всех участников, кроме одного (Игорь Данилов, Томский госуниверситет), выступавшего в данном туре вне конкурса.


    Рис. 5.
    Закрытие олимпиады, награждение участников.

    Первое место во втором туре заняла первая команда Томского госуниверситета, второе - Московской государственной геологоразведочной академии, третье - вторая команда Томского госуниверситета, четвертое поделили команды Дальневосточного государственного технического университета и Южно-Российского государственного технического университета, пятое - Калиниградского госуниверситета.

    Победителями Всероссийской студенческой олимпиады по дисциплине «Геоинформационные системы в геологии» в личном первенстве признаны:

    • Прокопьев Василий Сергеевич - студент Томского государственного университета (1 место).
    • Щеглов Евгений Владимирович - студент Южно - Российского государственного технического университета, г. Новочеркасск (2 место).
    • Краснова Ксения Михайловна - студентка Московской государственной геологоразведочной академии (3 место).

    Победители награждены дипломами Министерства образования Российской Федерации и поощрительными призами. Им гарантировано внеконкурсное поступление в аспирантуру ТГУ по геологическим специальностям и объявлена благодарность за успехи в работе.

    Всем участникам олимпиады вручены сертификаты участия в олимпиаде, книги, демонстрационные компакт-диски с ПО фирмы ESRI, подписка на газету ArcReview.

    Хочется выразить большую благодарность всем участникам олимпиады за хорошую подготовку, членам оргкомитета олимпиады, особенно ответственному секретарю - Ульяне Майборода, DATA+ за поддержку и предоставленные призы.

    Томский госуниверситет уже подал заявку в Министерство образования на конкурс проведения олимпиады по дисциплине «ГИС в геологии» в 2002/03 учебном году и получил поддержку МО по данной заявке. Мы надеемся, что в следующем году к участию в олимпиаде присоединятся и другие ВУЗы, а участники покажут высокий уровень владения ГИС-технологиями.




    Версия для печати