Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 2 (21) | 2002 Применение ГИС для учета и управления имуществом

    Кирилл Трифонов, trifonoffk@mail.ru

    Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ) - самое большое высшее техническое заведение в России. В МГТУ более пяти тысяч сотрудников и, только в Москве, около двадцати тысяч студентов, имеются филиалы, спортивно-оздоровительные базы и лагеря. В ходе проводимых в университете мероприятий по учету материально-технической базы образования выявлено свыше 350 зданий и сооружений, и эта цифра имеет тенденцию к росту.
    До недавнего времени университет не имел надежного и эффективного инструмента для учета и управления имуществом, и судить о размерах этого имущества можно было лишь по скудной информации, поступающей из многих структурных подразделений университета. В связи с назревшей необходимостью, летом 1999 г. было сформировано Управление по Использованию Федерального Имущества МГТУ имени Н.Э. Баумана (УИФИ МГТУ).
    Одной из основных задач УИФИ является создание и ведение кадастра имущества МГТУ. Работы в этом направлении можно разделить на две группы:

    • Составление реестра недвижимого имущества, находящегося на балансе. Работы по сбору и восстановлению документов (технических паспортов, форм БТИ, планов земельных участков, поэтажных планов и т.д.) по земельным участкам, зданиям и сооружениям университета ведутся до сих пор, и, как отмечено выше, список «нового» постоянно пополняется.
    • Учет состояния, технических характеристик и пригодности помещений внутри зданий и сооружений для тех или иных видов деятельности МГТУ, ведение банка данных по помещениям.

    В связи с этими работами, в МГТУ начала разрабатываться кадастровая информационная система по учету материального имущества ВУЗа. Она должна, в первую очередь, обеспечивать следующие функции:

    • ведение реестра земельных участков;
    • ведение реестра зданий и сооружений;
    • ведение реестра помещений зданий и сооружений;
    • ведение реестра арендаторов;
    • ведение справочников системы;
    • выдача установленных форм отчетности.

    По указанным реестрам система должна обеспечивать: ввод информации; изменение информации в записях реестров (актуализация баз данных); удаление информации; поиск информации по различным характеристикам реестровых записей.
    Программно все эти вопросы позволяют решить Географические Информационные Системы (ГИС). В результате анализа имеющихся на рынке программных продуктов было принято решение об использовании ArcView в качестве ядра системы, Easy Trace - в качестве векторизатора имеющихся планов, а в качестве системы управления базами данных (СУБД) был выбран Microsoft Access. Функциональная схема кадастровой системы МГТУ представлена на рис. 1.


    Рис. 1.
    Общая структура сбора и обработки данных по объектам недвижимости.

    Так как в ГИС используются, в основном, два вида данных: графические и семантические, то сбор данных идет по двум направлениям.


    Рис. 2.
    Работа с поэтажными планами в векторизаторе EasyTrace.


    Рис. 3.
    Представление полученных векторных данных в ArcView.

    1. Планы участков, зданий и сооружений сканируются, затем векторизуются при помощи Easy Trace (рис. 2) и переводятся в формат ArcView (рис. 3).
    2. По помещениям зданий и сооружений МГТУ заполняются специальные паспорта помещений, данные которых поступают автоматически в базу данных через программу распознавания текста FineReader.

    Эти данные в цифровой форме поступают в ГИС ArcView, которая позволяет организовать необходимые запросы по базе данных и отобразить полученную информацию на картах и планах (примеры поэтажных планов с отображением разных характеристик показаны на рис. 4-7). Либо базу данных можно просмотреть и отредактировать при помощи любой внешней СУБД, работающей с DBF-файлами.


    Рис. 4.
    Классификация помещений по числу окон.


    Рис. 5.
    Классификация помещений по функциональному назначению.

    Встроенный язык программирования Avenue позволяет настроить интерфейс ArcView и сделать его более удобным для пользователя, плохо знакомого с ГИС, создать необходимые подпрограммы для организации стандартных запросов и отчетов. Особенно полезен для создания своих диалогов модуль Dialog Designer, входящий в состав ArcView.


    Рис. 6.
    Расположение противопожарных средств.


    Рис. 7.
    Классификация помещений по типу полов.

    В дальнейшем планируется встроить в систему и другие программные ГИС продукты от фирмы ESRI: ArcInfo и, в качестве быстрого просмотрщика информации, ArcExplorer.

    Комплексное применение ГИС, других базовых программных продуктов и собственных приложений обеспечивает выполнение требований к созданию системы учета и управления имуществом. При этом сохраняются возможности расширения перечня решаемых задач, в том числе для нужд инвентаризации, анализа пригодности помещений для размещения конкретных рабочих мест и соблюдения требований санитарных норм и правил безопасности труда.




    Версия для печати