Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 2 (21) | 2002 Всевидящее око

    Дмитрий Калмыков, DATA+

    Для руководства любой крупной компании рано или поздно наступает момент, когда оно осознает, что теряется контроль над имуществом организации. Речь идет, конечно, не о зданиях и сооружениях и не о транспортных единицах, хотя для особо крупных корпораций может возникнуть проблемы и с объектами недвижимости, а о мелком оборудовании, которым ежедневно пользуются служащие компании - мебель, компьютеры, телефоны и т.п.
    Все службы учета и контроля работают нормально. Вновь поступающим единицам оборудования присваивают уникальные инвентаризационные номера, в срок проводится инвентаризация, комендант следит за движением материальных ценностей... Но, как только возникает необходимость найти конкретную единицу оборудования, то по какому-то необъяснимому закону она оказывается в совершенно неожиданном месте, и на ее поиск тратится неоправданно большое количество времени.
    Почему все это происходит. Очевидно, что в период между инвентаризациями реальный контроль за движением материальных ценностей минимален. Коменданты - живые люди, и отслеживать все перипетии перемещение каждого предмета традиционным способом они не в состоянии.
    Для разрешения ситуации в первую очередь необходимо автоматизировать процесс инвентаризации, снизить его трудоемкость и по возможности сделать его непрерывным. Вся информация о материальных ценностях, полученная в процессе инвентаризации, должна заноситься в базу данных. Во-вторых, следует разработать информационно-поисковую систему, позволяющую по стандартным запросам определить местонахождение той или иной материальной ценности и, наоборот, по местоположению определять все размещенное на нем оборудование. Желательно, чтобы при этом определялся конкретный пользователь данного оборудования.
    Поскольку в данной информационно-поисковой системе не последнюю роль играет пространственный фактор, логично построить ее на основе географической информационной системы.

    Система ИМУЩЕСТВО

    Представляемая в данной статье пространственная информационно-поисковая система ИМУЩЕСТВО является частью крупного проекта автоматизации процесса учета и контроля материальных ценностей крупной корпорации. Система не отвечает за сбор и хранение информации об имуществе. Предполагается, что эти функции уже реализованы другими участниками проекта.

    Назначение системы ИМУЩЕСТВО состоит в следующем:

    • Отображение текущего размещения материальных ценностей на поэтажных планах зданий, охваченных проектом.
    • Поиск интересующего оборудования по запросам, обычным и пространственным.
    • Поиск помещений и рабочих мест.
    • Идентификация оборудования.

    Принципы построения системы

    Система ИМУЩЕСТВО состоит из нескольких подсистем:
    Подсистема Дизайнер служит для создания в полуавтоматическом режиме пространственных данных, с которыми будет работать информационно-поисковая система ИМУЩЕСТВО.
    На вход подсистемы поступают экспортированные из ArchiCAD поэтажные планы здания в виде отдельных DXF файлов.
    Первый блок подсистемы автоматически формирует контуры этажей и условный контур здания, охватывающий все поэтажные планы (рис. 1). Контуры этажей добавляются в полигональный шейп-файл Level, условный контур здания в полигональный шейп-файл Building.


    Рис. 1.

    Экспортированные из ArchiCAD поэтажные планы конвертируются в формат шейп-файлов и добавляются к линейному слою поэтажных планов Archi. Данный слой в определенном смысле является декоративным, так как он только помогает конечному пользователю ориентироваться в пространстве и, при наличии развитой системы идентификации объектов, становится избыточным. Но на этапе формирования полигональных слоев комнат и рабочих мест он необходим, так как только с помощью поэтажных планов можно определить контуры данных объектов.
    Второй блок подсистемы Дизайнер и отвечает за создание и редактирование полигонов комнат и рабочих мест. В отличие от первого блока, функционирующего в основном в автоматическом режиме, данный блок представляет собой специализированный графический редактор, с помощью которого исполнитель добавляет новые полигоны, соответствующие комнатам и рабочим местам, поверх декоративного слоя. Особенностью данного редактора является то, что, во-первых, сформированные с его помощью полигоны не перекрывают друг друга, во-вторых, он позволяет автоматически формировать коды комнат и рабочих мест в зависимости от их расположения.
    Результатом работы второго блока подсистемы Дизайнер является создание полигональных шейп-файлов Rooms (комнаты) и Workplaces (рабочие места) (рис. 2).


    Рис. 2.

    Подсистема Дизайнер в основном используется на начальном этапе эксплуатации системы ИМУЩЕСТВО, или при проведении крупных перепланировок помещения.

    Подсистема Администратор предназначена для текущего мониторинга за состоянием всей системы.
    В отличие от Дизайнера, Администратор должен запускаться ежедневно для постоянной корректировки мест расположения материальных ценностей на поэтажных планах. Информацию о размещении материальных ценностей на текущий момент Администратор получает в виде экспортируемой из центральной базы данных DBF- таблицы Forgis, в которой кроме сведений о принадлежности единицы оборудования определенному рабочему месту содержатся данные о владельце материальной ценности и о структурном подразделении, к которому она приписана. На основании последнего Администратор определяет принадлежность каждого рабочего места тому или иному структурному подразделению корпорации. Алгоритм определения простой - рабочее место принадлежит тому подразделению, чье оборудование размещено на данном месте. Если на рабочем месте находится оборудование разных подразделений, то предпочтение отдается подразделению с большим числом материальных ценностей. Подобный механизм избавляет администратора системы от каждодневной рутинной работы по внесению изменений в атрибутику рабочих мест.

    В состав функций Администратора входит также задание правил визуализации точечного слоя материальных ценностей (Env) и полигонального слоя рабочих мест.
    Слой рабочих мест раскрашивается по их принадлежности структурным подразделениям. Администратор системы имеет возможность самостоятельно установить цвета, соответствующие каждому подразделению. Информация о способе отображения хранится в специальной таблице, что позволяет другим приложениям отображать данный слой по правилам, задаваемым администратором системы.
    Аналогичным путем устанавливаются правила отображения для точечных объектов, представляющих собой единицы оборудования. Все многообразие материальных ценностей можно представить несколькими TrueType шрифтами, символы которых соответствуют различным предметам (рис. 3).


    Рис. 3.

    Подсистема Клиент представляет собой написанное на VB6 с использованием MapObjects приложение и является интерфейсом информационно-поисковой системы, с помощью которого пользователь может наблюдать за всем имуществом корпорации.
    Пользователь имеет возможность выбрать любую территориальную единицу (этаж, комнату, рабочее место) и визуально определить наличие того или иного оборудования.


    Рис. 4.

    Для уточнения характеристик материальных ценностей пользователь может применить механизм идентификации как отдельных единиц оборудования, так и всего оборудования на рабочем месте. Наряду с оборудованием идентифицируется и само рабочее место - определяется структурное подразделение, фамилия и должность владельца (рис. 4). Кроме идентификации пользователь может обратиться к поисковой системе. В интерфейсе поиска присутствует несколько фильтров:

    • Регион - Здание - Этаж - Комната - Рабочее место фильтрует оборудование по месторасположению.
    • Компания - Подразделение - Персонал фильтрует материальные ценности по их владельцам.
    • Тип оборудования - дополнительный фильтр, работающий только при выборе конкретной комнаты.

    После установки значений всех фильтров пользователь может приблизить интересующее его помещение для более детального исследования и распечатать список выбранного оборудования. Кроме того, пользователь в любой момент может распечатать наблюдаемый им в текущий момент фрагмент плана помещения.

    Подсистема Интернет - клиент - реализована на базе ArcIMS - серверного интернет приложения разработки компании ESRI. В ее задачу входит обеспечение доступа к информации о состоянии имущества корпорации более широкому кругу пользователей.
    Клиентское приложение дает возможность доступа к информации об имуществе только пользователям, работающим в локальной сети - обычно это сотрудники комендантской службы. В то же время, есть целый ряд сотрудников корпорации, как правило из руководящего состава, время от времени желающих обратиться к данной информации, но находящихся за пределами локальной сети.
    Идеальным вариантом для подобных пользователей является HTML-вьюер - клиентское место, работающее под управлением стандартного веб-браузера, не требующее предварительной установки на компьютере пользователя и, в то же время, имеющее достаточно функциональных возможностей для просмотра планов помещений и поиска информации об интересующем оборудовании.
    С помощью HTML-вьюера можно идентифицировать объекты, организовывать поиск по пространственным и структурным атрибутам (рис. 5).


    Рис. 5.

    Разработанная система прошла этап опытной эксплуатации в НК ЮКОС. В настоящее время компания Сибинтек решает вопрос о тиражировании данного продукта.




    Версия для печати