Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 2 (81) | 2017 Картография Арктики: природные условия, освоение и риски

    По материалам ArcWatch, ежемесячного информационного бюллетеня Esri


    The Arctic Risk Map


    В условиях экспансии разработчиков энергоресурсов и судоходных компаний на север норвежская компания DNV GL создала и разместила на своем сайте Карту арктических рисков. Это картографическое онлайн-приложение на основе ArcGIS for Server включает разнообразные наборы данных и показывает современную ситуацию в регионе с учетом экономических и экологических аспектов. Пользователи могут комбинировать доступные в приложении слои данных и веб-сервисы с собственными данными, чтобы точнее оценить наиболее важные для них риски.

    По мере ускорения таяния льдов период навигации в арктических водах с каждым годом становится все дольше, что создает больше простора для деятельности компаний, занимающихся разработкой энергоресурсов и перевозками грузов. В Арктике находятся значительные запасы углеводородов, а многие судоходные пути через ее воды короче традиционных.

    В то же время Арктика подвержена резким и непредсказуемым изменениям погоды и имеет уникальную экосистему. При планировании деятельности в этом регионе необходимо анализировать риски и уязвимости и разрабатывать меры по обеспечению безопасности жизни, имущества и окружающей среды.

    Норвежская компания DNV GL, действующая в более чем 100 странах, занимается предоставлением консультационных, сервисных и аналитических услуг в нефтегазовой и энергетической отраслях, в сфере морского транспорта и в ряде других областей. Осознавая растущую важность более полного понимания пространственно-временной ситуации в Арктике, компания выпустила онлайн-приложение Arctic Risk Map (Карта арктических рисков), предлагающее большой объем информации о деятельности нефтегазовых компаний, судоходных путях, ледовых условиях и дикой природе в арктическом регионе.


    Приложение демонстрирует масштабы и активность деятельности в Арктическом регионе, связанной с судоходством (включая тип судов), разведкой и добычей углеводородов, рыбной отраслью и их воздействием на окружающую среду.

    «Мы создали эту карту рисков, чтобы показать истинное лицо современной Арктики», – говорит Элвин Аарнс, главный специалист по природным рискам компании DNV GL, разработавший это интерактивное картографическое веб-приложение на базе технологии Esri. Он характеризует его как «открытую платформу для получения информации о региональных рисках и более тесного сотрудничества».

    Исследование арктической природной среды и оценка рисков

    Приложение Arctic Risk Map (см.: https://maps.dnvgl.com/arcticriskmap) доступно всем, но особый интерес оно представляет для энергетических и судоходных компаний, природоохранных и других организаций, имеющих отношение к арктическому региону и его природной среде.

    «Мы хотим, чтобы оно [картографическое онлайн-приложение] было открытым для всех, чтобы любой мог в него зайти и найти ответы на свои вопросы», – говорит Аарнс.

    Приложение содержит массив сложных элементов информации в доступном формате. Оно включает такие данные, как сезонное распределение льдов, метеорологические и океанографические условия, скопления морского льда, биологические данные и данные о дикой природе, судоходстве и нефтегазовых ресурсах. Пользователи могут выбрать для исследования всю Арктику или ее часть, например, Карское море, море Лаптевых или Баренцево море. Приложение также содержит 12-месячный ползунок времени для показа изменений за период с января по декабрь.


    Эта карта показывает экологически уязвимые места в Арктике. Области, показанные темно-синим цветом, более уязвимы в летнее время, когда в этом регионе кормятся моржи, тюлени и многочисленные китовые.

    «Мы взяли один год в Арктике, чтобы показать, как меняются условия на протяжении всего года, месяц за месяцем, – рассказывает Аарнс. – Например, мы сделали карту областей с высокой вероятностью скопления морского льда или образования [суперструктурного] обледенения судов. Обледенение судов происходит вследствие низких температур, морозов, сильных ветров и штормов. Поэтому мы скомбинировали данные о низких температурах и сильных ветрах в разные периоды года».

    Пользователи также могут комбинировать включенные в приложение слои данных с собственными данными их организаций, чтобы точнее оценить наиболее важные для них риски. Это, например, может помочь нефтяным компаниям минимизировать воздействие на арктическую среду, а организациям, занимающимся охраной окружающей среды, – точнее определять экологически уязвимые области.

    Источником научных данных в картографическом приложении является ряд прогностических климатических и океанографических моделей, предоставленных такими организациями как Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы (NOAA), мониторинговая программа Европейского союза COPERNICUS, и Лаборатория компьютерных и информационных систем (CISL) Национального центра исследований атмосферы (NCAR). Компания DNV GL разместила эти данные в среде ArcGIS for Server в виде слоев карт и веб-сервисов.

    Интеграция этих данных в ГИС позволяет идентифицировать в Arctic Risk Map такие факторы риска, как низкие температуры, штормы, снег, лед, полярная ночь, океанские глубины, присутствие диких животных и нехватка поисково-спасательных средств. Картографическое приложение также позволяет легко увидеть, как изменяются эти риски в зависимости от места и времени года.

    Оценка безопасности и возможности работ

    Морские льды покрывают зимой большие области Северного Ледовитого океана, а летом отступают к Северному полюсу, открывая проливы и береговые линии. С помощью Arctic Risk Map можно легко увидеть сезонные изменения распространения ледового покрова на протяжении года и оценить безопасность и возможность выполнения работ и проведения операций в регионе.


    Приложение позволяет скомбинировать на картах места обитания экологически уязвимых морских млекопитающих с арктическими судоходными путями, показанными здесь красными линиями. По этим путям ходят суда, перевозящие тяжелое моторное топливо.

    Эта информация помогает энергетическим компаниям планировать разведку и добычу, обеспечивая необходимые данные для принятия решений о том, когда и где лучше проводить те или иные работы в Арктике. Картографическое приложение содержит также данные об экстремальных температурах, особенно важные для инженеров, проектирующих нефтяные платформы, вышки и другие сооружения, которые будут эксплуатироваться в условиях сурового арктического климата.

    Карта Arctic Risk Map также показывает области Арктики, в которые не следует заходить, чтобы уменьшить риски, связанные с разливами нефти. Она также помогает судоходным компаниям анализировать схемы оптимизации морского трафика, планировать полосы и устанавливать зоны разделения движения. Это уменьшает вероятность столкновения судов, особенно в тех областях, где они могут иметь катастрофические последствия.

    Создание индекса уязвимости окружающей среды

    С уменьшением ледового покрова в проливах и у береговых линий животные Арктики становятся все более уязвимыми из-за проникновения операций различных компаний на их территорию. Моржи, белые медведи, тюлени, белухи и нарвалы – эти и многие другие жители Арктики уже находятся или окажутся в недалеком будущем под угрозой выживания из-за изменений, происходящих в их привычной среде обитания.

    Arctic Risk Map содержит данные о том, где размножаются, кормятся, живут и куда мигрируют рыбы, млекопитающие и морские птицы. Карта разделена на 17 больших морских экосистем (Large Marine Ecosystems (LMEs)), которые Арктический Совет разграничил несколько десятилетий назад для продвижения ориентированного на экосистемы подхода к территориальному управлению в регионе. (Арктический Совет – ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике, см.: www.arctic-council.org). Индекс уязвимости окружающей среды Arctic Risk Map комбинирует данные о диких животных с картой LME, чтобы пользователи могли понять, как внешние факторы, такие как разливы нефти, могут повлиять на арктические виды и их среды обитания. Он также показывает места, где пересекаются морские транспортные пути и среды обитания диких животных.


    Суда с различными грузами ходят вблизи ледовой кромки и мест обитания уязвимых пород рыб и морских млекопитающих.

    Локация и картирование этих уязвимых областей создают геопространственные ориентиры для планирования разработки углеводородов и обустройства судоходных путей. Но, как отмечает Аарнс, данные о морских видах, особенно млекопитающих и птицах, должны быть более детализированными. «Большие морские экосистемы – это общепринятая схема разграничения областей Арктики», – говорит Аарнс. Однако он считает, что подразделение территории Арктики на дополнительные субсекторы позволило бы получить более подробную картину обстановки.

    Имея более подробную информацию о сезонных миграциях, пищевых предпочтениях и изменениях среды обитания морских животных из-за сокращения ледового покрова, компании, работающие в таких областях как туризм, рыболовство, разработка углеводородов и судоходство, будут с меньшей вероятностью конфликтовать с экосистемами Арктики.

    «Мы также хотели [в том числе – посредством данного приложения] активизировать дискуссию о том, как лучше управлять Арктикой», – говорит Аарнс.

    И похоже, что его услышали. Различные рабочие группы, такие как Программа сохранения арктической флоры и фауны (Conservation of Arctic Flora and Fauna), намерены включить в Arctic Risk Map больше данных об окружающей среде.

    Сохранение уникальной экосистемы

    Арктика многообразна и не однородна. Риски для окружающей среды существенно варьируют в зависимости от места и времени года, погодных и климатических условий, воздействующих на среды обитания диких животных и человеческую деятельность.

    Картографическое приложение Arctic Risk Map и его агрегированные пространственные и сезонные индексы помогают организациям, работающим в Арктике, планировать строительство и эксплуатацию своих объектов так, чтобы обеспечить безопасность и уменьшить риски для окружающей среды в этой уникальной экосистеме.

    Как отмечает Аарнс: «Эта интерактивная карта с ее разнообразным тематическим содержанием призвана предоставить полезную информацию всем заинтересованным лицам, повысить их осведомленность и компетентность в вопросах, связанных с арктическим регионом».




    Версия для печати