Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 1 (20) | 2002 Информационная система управления землепользованием Красноярского Края

    Введение

    Красноярский край - крупнейший субъект РФ: 2886 км с севера на юг, 1250 км (вдоль Транссиба - 650 км) с запада на восток, площадь 724 тыс. кв. км. Край включает 42 района, 19 городов, население около 3 млн. человек. Край относится к донорским регионам, его экономика опирается на крупнейшие предприятия добычи и первичной переработки полезных ископаемых - Норильский ГМК, КрАЗ, Ачинские НХЗ, ГЗК, Бородинский угольный разрез и другие (рис. 1).


    Рис. 1.
    Обзорные карты Красноярского края.

    Предыстория

    Начальный период развития информатизации землепользования края увенчался приобретением системы Геокад для ведения земельного кадастра и ArcView, которая была закуплена "впрок" - для обработки предполагаемых картографических материалов, но фактически не использовалась.

    Современная постановка задачи

    Конкурсы на исполнение работ по созданию автоматизированной информационной системы землепользования края (АИС ЗК) проводились ежегодно. С 1999 г. генподрядчиком этих работ стало НПО "Сибгеоинформатика".

    В настоящее время задача построения АИС ЗК понимается следующим образом.

    1. Предполагается иерархическое описание объекта с выделением уровней - край, муниципальное образование (город, район), кадастровый квартал, земельный участок. На каждом уровне определено информационное описание (ЦММ и БД).
    2. Задачи управления землепользованием разделены на 2 группы:

      - учет и регистрация
      - перспективное и оперативное управление (Land Use).

    Задачи учета и регистрации исторически появились в связи с фискальными интересами государства и потребностями рынка в правовой поддержке сделок с недвижимостью. Состав показателей описания земельных участков, необходимый для этого и зафиксированный Законом о земкадастре, минимален и непригоден для разумного управления. В настоящее время эти задачи поддерживаются органами ФСЗК, БТИ и Минюста. Соответственно, ведутся государственный земкадастр, госреестр прав и сделок по недвижимости, а также информационные ресурсы технического учета недвижимости БТИ.
    Задачи перспективного управления (см. таблицу) решаются с привлечением органов управления сферы градостроительства и формированием документации градостроительного планирования развития территории на каждом из уровней управления (край, муниципальное образование).
    Ранее такими документами были проекты и схемы районной планировки, генеральные планы и ПДП городов, а ныне состав и содержание такой документации определяет Градостроительный кодекс РФ. Наряду с ними желательно исполнение схем перспективного землеустройства.
    Для подготовки подобных документов на регулярной основе земельного кадастра необходимо расширить состав показателей сверх минимального, возможность чего допускается Законом о земкадастре за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
    Поскольку планировочная градостроительная документация не может быть оформлена как нормативный документ местного права и не может служить непосредственным основанием управленческих решений, то для оперативного управления требуется принять специальный документ - правила землепользования и застройки. Именно в этом документе определяются границы территориальных функциональных зон, которые оговорены Законом о земельном кадастре, и допустимые изменения недвижимости, которые вправе осуществить землепользователь.
    Таким образом, управление землепользованием требует тесного согласованного взаимодействия органов управления земельными ресурсами и градостроительством края.
    В 2001 г. НПО "Сибгеоинформатика" по результатам конкурса получило право разработки программного обеспечения Градостроительного кадастра края. Эти работы ведутся совместно с институтом Красноярскгражданпроект.

    Описание системы

    Общая структура системы приведена на рис. 2.


    Рис. 2.
    Общая структура системы.

    Подсистема управления семантической информацей реализована на базе информационной системы "ТИСА", предназначенной для ведения кадастров недвижимости для органов власти субъектов федерации, крупных правительственных структур, средних и крупных муниципальных образований, крупных корпораций, предприятий, имеющих на балансе большие объемы недвижимости.


    Рис. 3.
    Описание семантики участка в системе ТИСА.

    При разработке системы ТИСА были пройдены традиционные этапы проектирования сложной информационной базы данных, алгоритмов обработки и интерфейса с привлечением современных CASE-средств. В настоящее время нами используется достаточно полная информационная модель сферы недвижимости (около 150 сущностей концептуальной модели и 300 таблиц на логическом уровне), позволяющая с некоторым запасом учитывать информационные взаимодействия со смежниками.


    Рис. 4.
    Графическое описание участка.


    Рис. 5.
    Переход от графики к соседнему участку.

    В системе ТИСА реализована произвольная навигация по графу такой модели, обеспечивающая богатые возможности поиска, сопоставления и анализа любых данных о земле и недвижимости, входящих в состав базы данных и заранее не фиксированных, как при традиционных интерфейсах. Представление о работе системы дают рис. 3-6. При этом показано, как от одного участка можно по карте перейти к соседнему участку и навигацией по связям посмотреть права на этот соседний участок.


    Рис. 6.
    Просмотр прав на соседний участок.

    Подсистема управления графической информацией обеспечивает представление информации на многих уровнях (обзорная карта и карта города краевого подчинения или сельского административного района). Вначале запускается проект с обзорной картой края, на которой выделены города краевого подчинения и сельские административные районы (рис. 1). Затем по горячей клавише можно перейти к интересующей нас территориальной единице. Однако, поскольку пока в проекте представлены не все потенциально необходимые цифровые модели местности (ЦММ), для перехода к конкретной ЦММ используется список моделей, которые в настоящее время подключены к проекту. Для этого создан новый инструмент, позволяющий выбрать одну из ЦММ, либо доступных через систему ТИСА, в которой имеется возможность подготовки соответствующей информации, либо построенных подрядными организациями.
    Поскольку на уровне субъекта федерации трудно проводить анализ, оперируя отдельными участками, при включении ЦММ в подсистему управления графикой проводится обобщение информации по трем основаниям:

    • объединяются участки с одинаковыми характеристиками (категория земель, цель использования, и т.п.) (см. рис. 7);
    • объединяются участки с одинаковым правовым статусом (рис. 8);
    • объединяются участки, принадлежащие пользователям одного типа (рис. 9).


    Рис. 7.
    Обобщенные участки по совпадению характеристик.


    Рис. 8.
    Обобщенные участки по виду права.


    Рис. 9.
    Обобщенные участки по типу правообладателей.

    Обновление карт сельхозназначения по данным ДДЗ

    Этапы обновления карт сельхозземель на основе данных космосъемки высокого разрешения с помощью системы ERDAS IMAGINE показаны на рис. 10-12.


    Рис. 10.
    Исходный и ортофототрансформированный космоснимок.


    Рис. 11.
    Совмещенные растры карты сельхозземель (контура представлены желтым цветом) и космоснимка.


    Рис. 12.
    Результат дешифрирования.

    Выводы

    Программное обеспечение ESRI и ERDAS обеспечивает прекрасную основу для реализации полнофункциональной системы управления землепользованием субъекта федерации, предполагающей большие объемы разномасштабных данных, необходимость их глубокой аналитической обработки, а также сопряжение со сложными программными приложениями.




    Версия для печати