Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 1 (88) | 2019 Откуда берутся географические данные: использование мобильного приложения Survey123 for ArcGIS в учебном процессе

    Мидоренко Д.А., Тверской государственный университет


    Where do geographic data come from?


    Функциональные возможности технологии геоинформационных систем (ГИС) в части сбора данных на местности в последние годы значительно расширились за счёт активного внедрения мобильных приложений для полевых географических исследований.

    Для знакомства школьников и студентов с потенциалом ГИС из предлагаемого компанией Esri набора мобильных приложений наиболее простым и удобным в применении даже не ГИС-специалистами можно с уверенностью назвать Survey123 for ArcGIS. Этот программный комплекс для полевого сбора данных на основе простых опросных форм также позволяет анализировать собираемую информацию и публиковать полученные результаты.

    В отличие от других мобильных приложений, прежде всего, профессионального Collector for ArcGIS, Survey123 не требует специальных технических знаний в области геоинформатики (администрирование, создание файловых баз геоданных, публикация данных) и может быть использован в рамках общеобразовательных дисциплин ВУЗа или в школьной практике преподавания географии, биологии или истории.

    На факультете географии и геоэкологии Тверского госуниверситета в качестве эксперимента было проведено несколько факультативных занятий по работе с Survey123 for ArcGIS с группой студентов 1 курса, ещё не изучавших дисциплину «ГИС».

    Целью предложенного небольшого исследования стали люки системы канализации и оценка их состояния на предмет опасности для детей (рис. 1).


    Рис. 1. Типичный объект исследования – потенциально опасный люк системы канализации.

    Основные принципы разработки опросных форм и сбора полевых геоданных удобнее всего понимать на примере алгоритмических схем, создаваемых в соответствии с поставленными задачами.

    Первокурсникам был предложен уже готовый алгоритм, представленный на рис. 2. Форма опроса создавалась студентами непосредственно в браузере так, чтобы охватить по возможности максимум инструментов дизайна (геоточка, ниспадающий список, число, Лайкерт и др.) и дополнительных функций мобильных устройств (GPS-навигация, фотографирование).


    Рис. 2. Алгоритм сбора полевых геоданных для выполненного исследования.

    Учащимся был предложен свободный полевой маршрут обхода территории, по окончании которого собранные материалы были проанализированы по всем заданным критериям в Web-интерфейсе и представлены на карте в Survey123 for ArcGIS (рис. 3).


    Рис. 3. Представление результатов обследования на карте в приложении Survey123 for ArcGIS.

    Таким образом, благодаря достаточно широким и удобным в работе возможностям мобильного приложения Survey123 for ArcGIS у первокурсников не только состоялось первое знакомство с базовыми функциями геоинформационных систем – сбором геоданных, их анализом и картографическим представлением, но и на простом наглядном примере «из жизни» сложилось осознанное понимание того, как информация об окружающем мире получается, группируется и превращается в географические данные для использования при решении разных задач.

    Примечание. В своем выступлении на проходившей в Москве в октябре 2018 года 24-й конференции Esri в России и СНГ Дмитрий Адольфович Мидоренко рассказал как об этом, так и о ряде других проектов и проведенных им учебных семинаров, призванных дать школьникам и студентам общее понимание основных понятий и возможностей ГИС-технологии, а также практических навыков работы с приложениями ArcGIS и создания информационных продуктов, таких как карты-истории, на их основе.




    Версия для печати