Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 1 (16) | 2001 Баренц-проект – проблемы преобразования национальных баз данных в единую карту региона

    Дмитрий Шустров, ГосГИСцентр,
    эл. почта: ggc@dol.ru

    С марта 1998 г. выполняется многосторонний проект «Геоинформационная технология Баренц-региона (ГИТ-Баренц)». В его реализации участвуют картографические службы Финляндии, Швеции, Норвегии и Федеральная служба геодезии и картографии России.
    В Баренц-регион входят четыре российских региона (Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ), финские провинции Лапландия и Оулу, шведские - Норрботтен и Вастерботтен и три норвежские - Финнмарк, Нордланд и Тромсё.
    Всего предполагается три этапа проекта: 1) создание базы данных и печатных карт на Баренц-регион; 2) создание тематического электронного и печатного атласа; 3) включение электронных карт и атласа в региональную Интернет-инфраструктуру.
    К настоящему моменту завершены работы по первому этапу проекта - создана электронная карта региона в масштабе 1:1 000 000 и, на ее основе, серия печатных карт.
    В качестве исходных материалов были использованы национальные базы данных масштаба 1:250 000 для Норвегии, Швеции, Финляндии и масштаба 1:1 000 000 для России.
    Работа выполнялась программными средствами ArcInfo, для проведения процедур контроля и формирования заливки высотных зон были написаны aml программы.
    В состав базы включены следующие слои: административное деление; гидрография; населенные пункты; автомобильные и железные дороги, туннели и паромы; транспортные объекты (железнодорожные станции, порты, пристани, аэродромы, таможни); землепользование (леса, болота, ледники, сельскохозяйственные земли); горизонтали; отметки высот.
    В ходе выполнение работ по созданию базы данных были преодолены разночтения, возникшие из-за различных подходов к представлению картографической информации в каждой из стран, участвующих в проекте. Их перечень представлен в таблице.

    Объект
    Проблема
    Решение

    Административные границы

    Несогласованность морских границ

    Исключение границ на море

    Гидрография Отсутствие единой гидрографической сети без разрывов и отдельно отстоящих озер в российской базе данных Внесение дополнительных объектов с карт масштаба 1:200 000 для территории России
    Населенные пункты Несовпадение градаций численности населения в России и на зарубежных территориях Изменение градаций численности жителей на российской части проекта с привлечением дополнительных статистических данных
    Аэродромы Отсутствие части национальных аэропортов в российской базе данных Объекты дополнены по региональным источникам
    Автомобильные дороги Несовпадение классификации, принятой в России (автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе, улучшенные дороги и т.д.) и в других странах (международные, региональные, местные) Изменение классификации автодорог на территории России в соответствии с международными требованиями
    Автомобильные дороги и объекты ими соединяемые Отсутствие единой транспортной сети в России в связи с тем, что ряд дорог нельзя отнести даже к классу местных дорог Исключение части объектов, не связанных дорогами, повышение класса части дорог на российскую территорию

    Болота
    Различие между Финляндией и Россией (полигоны болот могут перекрывать полигоны леса) и Швецией и Норвегией (перекрытия недопустимы) Включение в базу данных на российскую и финскую территорию только полигонов болот вне леса
    Сельскохозяйственные земли Отсутствие в российской базе данных Объекты будут внесены в дальнейшем по региональным источникам

    Как видно из этой таблицы, большая часть проблем была связана с отличиями российской базы данных от зарубежных, что объясняется своеобразием отечественной картографической школы.
    К числу несомненных преимуществ российских данных следует отнести высококачественное представление рельефа - в отечественной базе данных точность и подробность отображение горизонталей выше, чем на зарубежных в масштабе 1:250 000.




    Версия для печати