Авторизация

Логин:
Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
  • Форум
  • Блоги
  • Контакты
  • Новости
  • Продукты
  • Отрасли
  • Обучение
  • Поддержка
  • События
  • О компании
  • 2 (57) | 2011 Опыт использования геоинформационных технологий в проекте «Социальная карта москвича»

    Марченко А.П., Генеральный директор ГУП «Московский социальный регистр»

    Алёшкин Е.Ф., Начальник управления эксплуатации и развития систем и ресурсов НСИ, ГУП «Московский социальный регистр», к.т.н., e-mail: aleshkin@soccard.ru, Web: www.soccard.ru

     

    Practice and perspectives of GIS-technologies use in the project "Social Card of the Moscow Citizen”

     

    Проект «Социальная карта москвича» стартовал с эксперимента в 2001 году. Началу работ предшествовали подготовка первичной (стартовой) инфраструктуры для оказания различных услуг населению с использованием интеллектуальных пластиковых карт, а также решение организационных вопросов. В 2002 году в ведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития города Москвы было создано Государственное унитарное предприятие «Московский социальный регистр» (ГУП МСР), которому были делегированы функции по дальнейшей реализации проекта.

    Социальная карта москвича – это пластиковая карта установленного образца со встроенной интегральной микросхемой. Она является собственностью города Москвы и изготавливается за счет средств бюджета города. С использованием социальной карты обеспечивается реализация прав на льготный проезд в общественном транспорте города Москвы (автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен) и Московской области, пригородном железнодорожном сообщении. Помимо этого, социальная карта дает возможность удобного и безопасного получения пенсий, стипендий, субсидий, пособий, городских социальных выплат и собственных средств. С ее помощью можно оплачивать различные услуги, в том числе жилищно-коммунальные, налоги, рассчитываться за товары в магазинах. В настоящее время более 3 200 торгово-сервисных предприятий Москвы участвуют в дисконтной программе по предоставлению скидок лицам различных льготных категорий при оплате товаров и услуг. Предусмотрено также использование социальной карты наравне с полисом обязательного медицинского страхования в городских лечебно-профилактических учреждениях.

     


    Рис. 1. Структура целевой аудитории проекта «Социальная карта москвича».

     

    Целевая аудитория пользователей проекта на сегодня превышает 6,5 млн. человек (рис. 1). Её составляют граждане, состоящие на учете в органах социальной защиты населения города Москвы, студенты ВУЗов и техникумов, учащиеся других образовательных учреждений, жители Москвы, получающие жилищные субсидии или пособия по беременности и рождению ребенка, жители Московской области, имеющие право на бесплатный проезд в общественном транспорте города Москвы. С момента начала проекта в обращение выпущено более 10 млн. карт для жителей Москвы и 2,2 млн. для жителей Московской области. Сейчас более 4,5 миллионов москвичей имеют возможность воспользоваться социальной картой. В городе сформирована сеть по оформлению заявлений на выдачу социальных карт, состоящая из 315 пунктов обслуживания населения.

    Базисом ИТ-инфраструктуры проекта является Общегородская интегрированная информационная (автоматизированная) система учета с использованием пластиковых карт (ОИАС ЕРСЛ), эксплуатацию которой осуществляет ГУП МСР. Система характеризуется высокой степенью интероперабельности, имеет территориально-распределенную структуру сети хранения данных, сертифицирована по классу безопасности «1Г» (К1) и построена на программно-аппаратных решениях от ведущих производителей: Oracle, HP и др. ОИАС ЕРСЛ и другие элементы ИТ-инфраструктуры предприятия и проекта постоянно совершенствуется: решаются задачи, направленные на улучшение значений качественных и количественных характеристик выполнения бизнес-процессов, добавляются новые функциональные возможности, прорабатываются вопросы использования перспективных технологий сбора, обработки, хранения, передачи и защиты информации.

    Так, в 2007 году предприятие приступило к опытному внедрению геоинформационных технологий, обусловленному востребованностью предоставляемых ими возможностей при решении широкого спектра задач, связанных с сервисной и аналитической деятельностью предприятия в рамках проекта «Социальная карта москвича». Средства современных ГИС, позволяющие эффективно интегрировать и представлять на карте «сухие» семантические данные, полученные из разнородных источников информации, открыли новые перспективы для комплексного рассмотрения и интерпретации этих данных за счет картографического наложения друг на друга соответствующих пространственных слоев, сгруппированных по тематическому признаку.

    В качестве программной платформы для создания ГИС предприятия была выбрана линейка продуктов компании Esri, являющейся, по мнению специалистов ГУП МСР, одним из ведущих производителей тиражируемых программных решений промышленного масштаба в указанной области. В настоящее время в активе ГУП МСР имеются 5 «плавающих» лицензий ArcGIS Desktop (3 лицензии ArcEditor и 2 лицензии ArcInfo) и 1 лицензия на ArcGIS Server Enterprise Standard версии 9.3.1. Для реализации централизованной многопользовательской базы геоданных в составе ГИС предприятия была использована СУБД Oracle Database 11g.

    Основой информационного обеспечения ГИС предприятия стали: Цифровой картографический фон М1:10000 Единой государственной картографической основы города Москвы, Адресный реестр зданий и сооружений города Москвы, общемосковские классификаторы улиц, территорий, территориальных единиц и муниципальных образований города Москвы и др.

     


    Рис. 2. ГИС в ИТ-инфраструктуре проекта «Социальная карта москвича».

     

    На сегодняшний день разработанная ГИС интегрирована в ИТ-инфраструктуру предприятия (рис. 2) и используется для решения следующих основных задач:

    • Поддержка деятельности отдела развития сети приема социальных карт. Специалисты данного подразделения, в частности, осуществляют ведение базы геоданных по торговым, сервисным и иным предприятиям, заключившим договор на участие в дисконтной программе проекта «Социальная карта москвича». Использование стандартного и специального разработанного ГИС-инструментария позволило осуществлять планирование работ по заключению договоров. Была реализована возможность построения в автоматическом режиме (на основе заранее задаваемых критериев) пространственного слоя (рис. 3), иллюстрирующего покрытие территорий города Москвы зонами «шаговой доступности» (задаются параметрами), построенными для предприятий той или иной категории: продовольственных магазинов, аптек, химчисток, автозаправочных станций и т.п. Это позволило выделять «приоритетные» территории, в пределах границ которых необходимо осуществлять поиск новых предприятий для заключения договоров.
    • Поддержка деятельности «Горячей линии» проекта «Социальная карта москвича». Операторы «Горячей линии» обеспечивают телефонное консультирование заявителей по вопросам оформления, получения и использования социальной карты москвича. В их задачи входит оперативное реагирование на возникающие проблемы с целью повышения качества обслуживания населения. Средства ГИС позволили операторам предоставлять информацию, в том числе, о ближайших к заявителю пунктах оформления (районные управления социальной защиты населения, кассы Московского метрополитена и т.д.) и приёма (банкоматах, торгово-сервисных предприятиях и т.д.) социальных карт, а также помогать в выборе наиболее рационального варианта проезда до этих объектов.
    • Предоставление картографических сервисов по тематике проекта на официальном WEB-портале. В настоящее время посетителям портала по адресу www.soccard.ru/map.php предоставляется возможность визуального поиска торгово-сервисных предприятий, участвующих в проекте «Социальная карта москвича» (рис. 4). При поиске используются следующие инструменты управления: перемещение по карте, масштабирование, быстрый переход к тому или иному району города Москвы, включение и выключение отображения пространственного слоя с объектами заданной категории, просмотр детальной информации о выбранном объекте и т.д. Готовятся к запуску средства расширенного поиска объектов – по почтовому адресу, положению относительно других объектов городской инфраструктуры (например, станций метро) и иным реквизитам (тип принимаемых карт, размер предоставляемых скидок, время работы и др.). Интерфейс данного сервиса реализован с использованием прикладного интерфейса ArcGIS JavaScript API версии 2.0 и библиотеки JQuery версии 1.3.
    • Формирование тематических отчетов. С использованием средств ГИС осуществлялась подготовка аналитических отчетов, содержащих картографическую информацию по различным аспектам реализации проекта «Социальная карта москвича».

     


    Рис. 3. Зоны «шаговой доступности» аптек (300 м, 500 м), участвующих в дисконтной программе проекта.


    Рис. 4. WEB-интерфейс предоставления сведений о торгово-сервисных предприятиях, участвующих в проекте.

     

    Социальная карта москвича стала инструментом эффективного взаимодействия в системе взаимоотношений органов исполнительной власти и населения города Москвы. Проект консолидировал интересы власти, бизнеса и граждан. Положительные результаты реализации проекта во многом обусловлены высоким уровнем разработанных инженерных решений, основанных на выборе самых передовых информационно-коммуникационных технологий и стандартов.

    В настоящее время проект «Социальная карта москвича» переходит на новый виток эволюционной спирали: город Москва ведет активную подготовку к выдаче в регионе Универсальных электронных карт (УЭК), призванных унифицированным образом объединить поставщиков государственных, региональных и коммерческих услуг, предоставить гражданам удобные и разнообразные способы безопасного доступа к этим услугам. По мнению авторов, одним из залогов успешного внедрения в Москве УЭК станет активное использование и развитие опыта, знаний и наработок, накопленных при реализации проекта «Социальная карта москвича», в том числе, связанных с применением геоинформационных технологий. В связи с последним тезисом в ГУП МСР, в частности, прорабатываются вопросы:

    • Адаптации ранее реализованного на базе ГИС предприятия сегмента WEB-решений по информационно-справочной поддержке держателей социальных карт под соответствующие задачи в рамках УЭК (включая доступ к инструментарию этих решений через инфоматы и мобильные устройства).
    • Использования ГИС предприятия для решения задач подготовки и оформления печатной картографической продукции по тематике УЭК, например – каталога торгово-сервисных предприятий, принимающих участие в дисконтной программе УЭК (в части публикации в каталоге атласа размещения упомянутых предприятий на карте города Москвы).
    • Использования ГИС для поддержки логистической и транспортно-экспедиторской деятельности предприятия (сбор оформленных заявлений на выдачу УЭК из соответствующих пунктов обслуживания населения, перевозка изготовленных УЭК от производителя в ГУП МСР и т.д.).

     

    В заключение отметим, что помимо решения задач, связанных с проектом «Социальная карта москвича» и УЭК, ГИС предприятия используется и для выполнения другой функции, возложенной на ГУП МСР – ведения объектов нормативно-справочной информации, входящих в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации города Москвы.




    Версия для печати